Preview

SibScript

Advanced search

Проблемы профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза

Abstract

С целью выявления условий, позволяющих молодым преподавателям быстрее адаптироваться в профессиональной среде, в статье рассмотрены трудности и проблемы, с которыми сталкиваются начинающие специалисты в вузе. Молодые преподаватели – люди с незаурядными умениями, личностными качествами и большими запасами жизненной энергии, которые хотят поделиться знаниями с почти что ровесниками, но из-за молодого возраста, куда, в число прочего, входят психофизиологические аспекты, в их карьере возникает множество препятствий. Молодые преподаватели не владеют навыками дифференцированного подхода, в виду чего уровень подачи знаний заметно уступает более опытным коллегам. В вузе из-за менее строгого регламента молодому специалисту предоставлена большая свобода действий и самостоятельность, но меньшая внимательность и участие со стороны опытных преподавателей, приводящая к тому, что начинающий преподаватель не может приспособиться к нормам и принципам жизни в вузе. Также молодые преподаватели часто оказываются в положении изолированного из-за уже сложившейся формальной и неформальной структуры в коллективе. Следует отметить тот факт, что будущие преподаватели не знакомы с возрастными особенностями студентов из-за отсутствия курса высшей педагогики, что приводит к неправильным методам преподавания и перекладывания «школярских» требований на студентов. Большой проблемой является максимализм молодых преподавателей, который может проявиться либо в авторитарности с целью повышения своего авторитета либо в панибратстве и фамильярности с той же целью, но оба подхода зачастую приводят к потере этого авторитета и серьезным конфликтам. По словам С. Г. Вершловского, молодые специалисты отличаются неустойчивой профессиональной самооценкой, что иногда приводит к негативному эмоциональному фону и смене деятельности. Невозможно описать все многообразие проблем, с которыми сталкивается молодой педагог, поэтому важно помнить, что только творчески ориентированный педагог способен добиться лучших результатов в карьере.

About the Author

Н. Иванец
Кемеровский государственный университет
Russian Federation


References

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 232 с.

2. Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Халяпина Л. П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете. Кемерово, 1996. 128 с.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 191 с.

4. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. 204 с.

5. Учитель крупным планом (социально-педагогические проблемы учительской деятельности). СПб, 1994. 98 с.


Review

For citations:


  . SibScript. 2006;(1):71–74. (In Russ.)

Views: 109


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)