Кузбасс в образовательном пространстве Западно-Сибирского учебного округа (1885–1917 гг.)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-357-366
Аннотация
Проанализированы тенденции развития образовательного потенциала территорий Кузбасса, которые в имперский период были неотъемлемой частью Томской губернии в административно-территориальном пространстве и Западно-Сибирского учебного округа в образовательном. Модернизационные процессы в регионе, ставшие следствием пуска Транссибирской железнодорожной магистрали и реализации аграрного проекта П. А. Столыпина, пришлись на время создания и развития единственного учебного округа на территории Азиатской России. В результате изменений экономической, демографической ситуаций и ментальных ценностей населения возросла роль образовательного фактора в жизни региона. Доминирующие позиции в образовательном ландшафте Кузбасса принадлежали начальным образовательным учреждениям, подчиненным или контролируемым Министерством народного просвещения через созданные административные структуры в рамках окружной модели. Наиболее динамичное открытие образовательных учреждений протекало на территории Мариинского и Томского уездов, в большей степени подверженных проявлениям модернизационных процессов. Данная тенденция нашла отражение в развитии образовательного потенциала не только сельского, но и городского пространства. Проявлениями усиления образовательного потенциала региона стали количественный рост начальных учебных заведений, усиление на региональном уровне контроля со стороны структурных элементов (дирекция, инспекторские районы, училищные советы) окружной модели. На фоне позитивных тенденций также существовали проблемы, связанные с отсутствием в регионе к концу имперского периода всего типо-видового состава образовательных учреждений, определенного стратегией Министерства народного просвещения, и наличием волостей, не обеспеченных учебными заведениями.
Об авторе
Алексей Владимирович БлиновРоссия
Кемерово
Scopus Author ID: 57202907034
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Алексеев В. В. Фронтирная модернизация в имперской России. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 2. С. 6–13. https://doi.org/10.14529/ssh170201
2. Алязова З. С. Историографический обзор литературы конца XIX – начала 90-х годов ХХ века по проблемам реформирования системы образования в дореволюционной России. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С. 100–104. https://elibrary.ru/laiaeb
3. Алязова З. С. Обзор диссертационных исследований по истории общего и педагогического образования в Западной Сибири конца XIX – начала ХХ в. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 5–8. https://elibrary.ru/mbcvtj
4. Базаров Б. В., Курас Л. В. Сибирский регионализм как фактор устойчивости Российской империи в трудах профессора Л. М. Дамешека (к 70-летию доктора исторических наук, профессора Дамешека Льва Михайловича). Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2018. Т. 24. С. 93–107. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.24.93
5. Белянин Д. Н. Столыпинская аграрная реформа в Сибири. Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 1. С. 14–18. https://elibrary.ru/owkhdd
6. Блинов А. В. Тенденции формирования учебных заведений как фактор закрепления присутствия Министерства народного просвещения на территории Западной Сибири в период отсутствия устойчивого образовательного пространства. Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2018. Т. 25. С. 36–47. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.36
7. Блинов А. В., Гончаров Ю. М. Деятельность Министерства народного просвещения в городах Западной Сибири на рубеже XIX–XX вв.: усиление образовательного потенциала в условиях модернизации. Былые годы. 2019. № 52. С. 736–747. https://doi.org/10.13187/bg.2019.2.736
8. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX–ХХ вв. как глобальный проект. Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5–22. https://elibrary.ru/jwtasv
9. Войтеховская М. П. Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения. Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 4. С. 134–140. https://elibrary.ru/oorllh
10. Гач О. Б. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале ХХ в. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 29–34. https://elibrary.ru/ophnpp
11. Голикова О. А. Развитие школьной сети Западно-Сибирского учебного округа в последней четверти XIX в. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3-2. С. 153–156. https://elibrary.ru/tcewgl
12. Гончаров М. А. Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине – конце XIX в. Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 113–124. https://elibrary.ru/pnbyvz
13. Дамешек Л. М., Дамешек И. Л. Избранное. Т. 2. Сибирь в системе имперского регионализма (1822–1917 гг.). 2-е изд., испр. и доп. Иркутск: Оттиск, 2018. 416 с. https://elibrary.ru/ovaxuv
14. Днепров Э. Д. Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России. М.: Мариос, 2014. 232 с.
15. Дорохов В. Г., Карпинец А. Ю., Пьянов А. Е. Реализация российской миграционной политики в Кузбасском регионе в конце XIX – начале ХХ веков. Научный диалог. 2019. № 12. С. 279–296. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-12-279-296
16. Ермолаев А. Н. «История Кузбасса»: методологические принципы и некоторые итоги подготовки коллективной монографии. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 35–39. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-4-35-39
17. Ермолаев А. Н., Карпинец А. Ю., Морозов Н. М., Усков И. Ю. История Кузбасса. Т. 2. Кн. 1. Кузнецкий край на переломе эпох в 1890-х – начале 1940-х годов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2021. 375 с. https://elibrary.ru/eajrnh
18. Захарищева М. А. Исторический опыт модернизации образования: методология исследования. Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 174–177. https://elibrary.ru/sxkrgp
19. Иванова Л. М. Сибирский фронтир: изучение вопроса в отечественной исторической науке. Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 72–76. https://doi.org/10.17223/15617793/410/11
20. Ищенко О. В. Развитие общего и профессионального образования в Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 22–28. https://elibrary.ru/ophnpf
21. Литягина А. В. Роль светской школы в повседневной жизни горожан Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1-1. С. 26–34. https://elibrary.ru/satisl
22. Литягина А. В. Факторы, влиявшие на ментальность горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала ХХ века. Историческая психология и социология истории. 2013. Т. 6. № 1. С. 99–110. https://elibrary.ru/qjdlqj
23. Мамкина И. Н., Блинов А. В. Региональные модели управления образованием в императорской России: сибирский вариант. Чита: ЗабГУ, 2020. 280 с. https://elibrary.ru/tzpjyl
24. Миронов Б. Н. Модернизация имперская и советская. Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. № 1. С. 54–82. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2018.104
25. Недзелюк Т. Г., Никулина И. Н., Потупчик М. Н., Литвинова О. А. Жиляков Д. В. Из истории развития народного образования в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ в. (на примере Алтая). Известия АлтГУ. 2020. № 5. С. 38–46. https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)5-05
26. Овчинников В. А., Блинов А. В. Становление горного профессионального образования на территории Кузбасса в XVIII – первой половине XIX в. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 144–151. https://elibrary.ru/sazowp
27. Побережников И. В. Фронтирная модернизация на востоке Российской империи: региональные вариации. Уральский исторический вестник. 2018. № 4. С. 72–80. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2018-4(61)-72-80
28. Татарникова А. И. Образовательные учреждения в сельских поселениях Западной Сибири конца XIX – начала ХХ вв. Фундаментальные исследования. 2014. № 12-2. С. 397–401. https://elibrary.ru/tenfrv
29. Шадрин А. С., Сидоров О. В., Козинец Н. Н. Развитие сословно-профессионального и специального образования в Сибири XIX – начале ХХ веков. Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 18–27. https://doi.org/10.26170/po18-04-03
30. Шевелев А. Н. К проблеме эффективности историко-педагогических подходов. Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74–95. https://elibrary.ru/uzqaee
Рецензия
Для цитирования:
Блинов А.В. Кузбасс в образовательном пространстве Западно-Сибирского учебного округа (1885–1917 гг.). СибСкрипт. 2023;25(3):357–366. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-357-366
For citation:
Blinov A.V. Kuzbass in the West-Siberian Academic Environment (1885–1917). SibScript. 2023;25(3):357–366. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-357-366