Политическая социализация советских школьников в пространстве детской публичной дипломатии (на примере международных визитов)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-331-342
Аннотация
Статья раскрывает понятие политическая социализация советских школьников на примере детской публичной дипломатии в 1980-е гг. (1982–1986 гг.). Детская дипломатия рассматривается в фокусе международных визитов (С. Смит, К. Лычёва), оставляя за рамками предмета исследования другие факторы политической социализации, такие как еженедельные политинформации, мероприятия по сбору средств для голодающих детей Африки и Никарагуа, интернациональную переписку. Обращение к международным визитам представляет ценность с точки зрения практического опыта взаимодействия советских детей с иностранцами. Главными акторами этого взаимодействия стали дети. В статье сделана попытка понять детскую дипломатию в первую очередь с точки зрения теоретического (символического) осмысления этого относительно нового для современной российской историографии феномена. Сделан вывод, что политическая социализация под влиянием идеологии трансформировала детскую повседневность, вытеснив из нее свободу выбора и возможности, соответствующие детскому возрасту. Опыт детской дипломатии с учетом потенциальных возможностей и недостатков позволил сформулировать проблемные аспекты политической социализации. Анализ практики детской дипломатии также показал наличие напряженности между публичным и частным измерением международной политики, актуализировал фактор транснациональной международной активности в развитии двусторонних советско- американских отношений. Обращение к личному опыту детей, источником для изучения которого стали их собственные воспоминания, воспоминания современников, публикации в прессе, позволило оценить проект детской дипломатии как не до конца реализованный, отклонившийся от своего первоначального сценария, выходящий из-под прямого контроля политических элит, главным образом из-за особенностей детской психологии и непосредственности поведения детей, что проявилось в пространстве международной политики. Представленный общественности как начавшийся спонтанно детский международный диалог в конечном счете приобрел форму именно политической технологии. Тем не менее такая политическая технология оказалась зависима от специальных ресурсов и затрат на политическую социализацию советских детей, поскольку впервые речь зашла не о недосягаемых «заграничных друзьях», с которыми можно было общаться по переписке, а о реальном живом общении. Технология оказалась уязвима ввиду специфики детского восприятия реальности и поведения самих участников международных визитов.
Об авторах
Александр Александрович ТурыгинРоссия
Кострома
Scopus Author ID: 57219485475
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Борис Викторович Куприянов
Россия
Москва
Scopus Author ID: 57131078100
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Артём Александрович Талалаев
Россия
Кострома
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Балакирев А. Н. Создание и деятельность международного комитета детских и юношеских организаций (СИМЕА) в 1960–80-х гг. Общество: философия, история, культура. 2019. № 5. C. 86–89. https://doi.org/10.24158/fik.2019.5.16
2. Белова А. В. Интернациональная дружба по переписке как феномен повседневности школьниц в социалистических обществах 1980-х годов (на примере ГДР и СССР). Повседневная жизнь при социализме. Немецкие и российские подходы, ред. А. К. Сорокин, В. С. Дубина, Я. К. Берендс. М.: РОССПЕН, 2015. С. 226–246. https://www.elibrary.ru/zdstvx
3. Белова А. В. Концепт «интернациональная дружба» в идеологии и повседневности позднесоциалистических обществ ГДР и СССР. Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2018. № 1. С. 4–19. https://www.elibrary.ru/uysnyk
4. Бережков В. М. Американцы и мы. Встречи. Эпизоды. Размышления. Новая и новейшая история. 1988. № 2. С. 127–147.
5. Бонвеч Б. Советский образ Америки на переходном этапе: от союзника по коалиции до противника в Холодной войне. СССР и США в ХХ веке: восприятие «другого», отв. сост. Б. Физилер, Р. Магнусдоттир. М.: Полит. энцикл., 2017. С. 47–59.
6. Бурдьё П. О символической власти. In: Бурдьё П. Социология социального пространства. СПб: Алетейя, 2007. С. 87–98. https://www.elibrary.ru/tlwnrx
7. Валуйцева И. И., Ветчинина И. С. Особенности речи детей, вовлеченных в политику. Вопросы прикладной лингвистики. 2020. № 39. С. 7–32. https://doi.org/10.25076/vpl.39.01
8. Верчагина И. Ю., Бахарева А. Н. Использование детей в технологиях политического манипулирования. Инновации в технологиях и образовании: XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Белово, 26 марта 2020 г.) Кемерово: КузГТУ, 2020. Т. 3. С. 152–155. https://www.elibrary.ru/mhynbi
9. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Америка в сравнении с Россией и славянством. М.: Раритет, 1997. 680 с. https://www.elibrary.ru/wxnjod
10. Головакова Г. А. Стереотипизация как метод буржуазной пропаганды. Техника дезинформации и обмана, ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1978. С. 37–63.
11. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС-пресс, 2003. 400 с. https://www.elibrary.ru/zprnop
12. Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента: культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921–1941 годы. М.: НЛО, 2015. 568 с.
13. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М.: РОССПЭН, 1999. 229 с. https://www.elibrary.ru/pxpcjp
14. Касьяненко В. И. Правда и ложь о Стране Советов. М.: Мысль, 1987. 335 с.
15. Келли К. «Маленькие граждане большой страны». Интернационализм, дети и советская пропаганда. Новое литературное обозрение. 2003. № 2. С. 218–251.
16. Коган С. И. Народная дипломатия как форма культурного сотрудничества СССР и Великобритании в годы Второй мировой войны и в послевоенный период. Общество. Среда. Развитие. 2012. № 1. С.94–98. https://elibrary.ru/pananx
17. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: ИФ РАН, 1996. 215 с.
18. Кром М. М. Повседневность как предмет исторического исследования (вместо предисловия). История повседневности, отв. ред. М. М. Кром. СПб.: ЕУСПб, 2003. Вып. 3. С. 7–14. https://elibrary.ru/ywdhek
19. Куц Л. Г. Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте российской школы. Человек и образование. 2010. № 2. С. 58–62. https://elibrary.ru/mlmqet
20. Лившин А. Я., Орлов И. Б. Власть и общество: диалог в письмах. М.: РОССПЭН, 2002. 205 с. https://elibrary.ru/wlqhlh
21. Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: РОССПЭН, 2010. 271 с.
22. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии. Социальная история. Ежегодник. 1998/1999, отв. ред. Л. И. Бородкин, К. М. Андерсон. М.: Полит. энцикл., 1999. С. 78–80. https://elibrary.ru/srvudf
23. Макинтайр А. После добродетели. М.: Акад. проект, 2000. 384 с.
24. Маношкина О. А., Фуфаева А. П. Детская дипломатия. Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 3. С. 109–113. https://elibrary.ru/uvedyh
25. Манучарян Л. С., Сокова Я. Д. «Детская дипломатия» как способ решения военных конфликтов. Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2018. № 6-7. С. 81–88. https://elibrary.ru/xykest
26. Мартыненко Е. В., Матвиенко В. В. Народная (общественная) дипломатия в контексте современного межгосударственного общения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 1. С. 57–60. https://elibrary.ru/oqljil
27. Мычко Е. И., Денисова Н. Ю. Становление детской публичной дипломатии в СССР и США. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2. С. 84–87. https://elibrary.ru/urqcvb
28. Нагорная О. С. «...Когда СССР стал сильным и могучим... многие народы нуждаются в нашей дружбе»: аспекты изучения культурной дипломатия в социалистическом лагере (1949–1989). Диалог со временем. 2015. № 53. С. 269–278. https://elibrary.ru/vofnfb
29. Нагорная О. С. Зазеркалье советской модерности: внешнеполитические презентации СССР в эпоху «великого перелома». Российская история. 2017. № 3. C. 164–167. https://elibrary.ru/ytmvcb
30. Нагорная О. С., Попов А. Д., Раева Т. В. Детское обаяние в арсенале советской культурной дипломатии. In: Никонова О. Ю., Попов А. Д., Раева Т. В., Трегубов Н. А., Нагорная О. С. Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны. 1945–1989. М.: Полит. энцикл., 2018. С. 367–390. https://elibrary.ru/szoccv
31. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. Новосибирск-М.: Фонд Социо-прогностических исследований «Тренды», 2006. 221 с. https://elibrary.ru/uljjzf
32. Новиков М. В., Морозов А. С. Культурная дипломатия СССР в странах Запада в годы холодной войны. Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 2. С. 264–270. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2020-2-21-264-270
33. Попов А. Д. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года и формирование «культурной матрицы» советского мегасобытия. Культура и власть в СССР. 1920–1950-е годы: IX Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 24–26 октября 2016 г.) М.: Полит. энцикл., 2017. С. 726–736. https://elibrary.ru/zvolfx
34. Попов А. Д. Международная деятельность «Артека» в контексте детской дипломатии периода холодной войны. Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018a. № 2. С. 81–88. https://elibrary.ru/ypvqvv
35. Попов А. Д. Последнее советское мегасобытие: XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 года в Москве. Новейшая история России. 2018b. Т. 8. № 4. С. 1017–1031. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2018.415
36. Раева Т. В. Советское движение за мир в послевоенной культурной дипломатии: институты, дискурсы, практики. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 2. С. 19–25. https://doi.org/10.14529/ssh170203
37. Холландер П. Политические пилигримы (путешествия западных интеллектуалов по Советскому Союзу, Китаю и Кубе 1928–1978). СПб.: Лань, 2001. 590 с.
38. Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США в России: от «демократизации» к развитию «социального активизма». США и Канада: экономика, политика, идеология. 2012. № 10. С. 37–46. https://elibrary.ru/qzvzox
39. Adam J. Ordnungen des Nationalen und die geteilte Welt: Zur Praxis Auswärtiger Kulturpolitik als Konfliktprävention. Bielefeld: Transcript Verlag, 2018, 444. https://doi.org/10.14361/9783839442623
40. Alexander J., McConnell S. Children as peacemakers: Promoting the development of cooperation and conflict resolution. Nonviolence: Social and psychological issues, ed. Kool V. K. University Press of America, 1993, 107–128.
41. Ang I., Isar Y. R., Mar P. Cultural diplomacy: Beyond the national interest? International Journal of Cultural Policy, 2015, 21(4): 365–381. https://doi.org/10.1080/10286632.2015.1042474
42. Conover P. J. Political Socialization: Where’s the Politics? Political science: Looking to the future. Vol. 3: Political behavior, ed. Crotty W. Evanston, IL: Northwestern University Press, 1991, 125–152.
43. Cummings M. C. Cultural diplomacy and the United States government: A survey. Washington, DC: Center for Arts and Culture, 2009, 167.
44. Edelman M. J. Constructing the political spectacle. Chicago: University of Chicago Press, 1988, 142.
45. Edelman M. J. Politics as symbolic action: Mass arousal and quiescence. NY: Academic Press, 1971, 188.
46. Edelman M. J. The symbolic uses of politics. Urbana: University of Illinois Press, 1964, 233.
47. Foglesong D. S. When the Russians really were coming: citizen diplomacy and the end of Cold War enmity in America. Cold War History, 2020, 20(4): 419–440. https://doi.org/10.1080/14682745.2020.1735368
48. Galicich A. Samantha Smith: A journey for peace. Minneapolis: Dillon Press, 1987, 68.
49. Groh D. "Geschichte von unten – Geschichte von innen". Blick über die Grenzen. In: Groh D. Anthropologische Dimensionen der Geschichte. 1. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1992, 175–177.
50. Hixson W. L. George F. Kennan: Cold War iconoclast. NY: Columbia Univ. Press, 1989, 381.
51. Hyman H. Political Socialization: A study in the psychology of political behavior hardcover. NY: Free Press, 1959, 175.
52. Kozovoï A. L’enfance au service de la guerre froide Le voyage de Samantha Smith en URSS. Vingtième Siècle. Revue d’histoire, 2007, (96): 195–207. https://doi.org/10.3917/ving.096.0195
53. Lancy D. The anthropology of childhood: Cherubs, chattel, changelings. Cambridge: Cambridge University Press, 2008, 480. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9781139680530
54. Montandon P., Beebe M. Making friends: Katya from Moscow and Star from San Francisco: Two eleven-year-old girls discover America together. NY: Henry Holt & Co, February 1989, 122.
55. Neumann M. Children diplomacy during the Late Cold War: Samantha Smith's visit of the ‘Evil Empire’. History, 2019, 104(360): 275–308. https://doi.org/10.1111/1468-229X.12818
56. Peacock M. Innocent weapons: The Soviet and American politics of childhood in the Cold War. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2014, 304.
57. Politikvermittlung und Demokratie in der Mediengesellschaft: Beiträge zur politischen Kommunikation, Hg. Sarcinelli U. Bonn: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1998, 479.
58. Sarcinelli U. Politische Kommunikation in Deutschland. Medien und Politikvermittlung im demokratischen System. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, Springer Fachmedien GmbH, 2011, 407. http://dx.doi.org/10.1007%2F978-3-531-93018-3
Рецензия
Для цитирования:
Турыгин А.А., Куприянов Б.В., Талалаев А.А. Политическая социализация советских школьников в пространстве детской публичной дипломатии (на примере международных визитов). СибСкрипт. 2023;25(3):331–342. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-331-342
For citation:
Turygin A.A., Kupriyanov B.V., Talalaev A.A. Political Socialization of Soviet Schoolchildren as Part of Children's Public Diplomacy: International Visits. SibScript. 2023;25(3):331–342. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-331-342