Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Сравнительный анализ механизмов формирования выученной беспомощности у студентов гуманитарных специальностей России и США

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-247-257

Аннотация

Представлены результаты пилотажного исследования в рамках реализации программы академического обмена «Ученых и деятелей искусств» фонда Д. У. Фулбрайта в период 2021–2022 академического года. Цель – выявить особенности формирования состояния выученной беспомощности у студентов гуманитарных специальностей в России и США. Выборка респондентов была представлена 25 российскими и 25 американскими студентами. Применен открытый опросник «Субъективной оценки генеза выученной беспомощности», разработанный, переведенный и адаптированный автором (О. В. Волковой). Методологическим базисом исследования послужили основные положения теории выученной беспомощности М. Селигмана (США), концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского (СССР) и метод трансспективного анализа В. Е. Клочко (Россия). В качестве результатов предложен ряд гипотез социально-культурного происхождения об особенностях генеза выученной беспомощности: возрастной период с наиболее яркими проявлением генеза выученной беспомощности у студентов в России – юношеский, у американских – подростковый; первые признаки выученной беспомощности у российских студентов обнаруживают себя на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту; американские студенты период обучения в начальной и средней школе описывают в призме оптимистичного атрибутивного стиля объяснения жизненных событий, а вот с началом подросткового периода связывают прохождение кризиса и сепарации как наиболее трудные в психологическом плане; начало школьного обучения в России входит в число факторов, инициирующих генез выученной беспомощности, в то время как в США – это психологическая сепарация и перестройка системы детско-родительских отношений; ориентированность образовательной (именно школьной) системы на одобрение и поддержку вносит весомый вклад в профилактику выученной беспомощности; значительным фактором формирования выученной беспомощности является проживание травматичного опыта и нарушение привязанности.

Об авторе

Олеся Владимировна Волкова
Сибирский федеральный университет
Россия

Красноярск 

Scopus Author ID: 57192671611


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Веденеева Е. В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах. Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 186–189. https://www.elibrary.ru/lhqqdv

2. Волкова О. В. Выученная беспомощность: технология исследования генеза. Новосибирск: СО РАН, 2018. 229 с. https://www.elibrary.ru/hilmuh

3. Волкова О. В. Уровень развития воли подростка как условие, определяющее степень выраженности выученной беспомощности взрослого. Сибирский психологический журнал. 2017. № 66. С. 66–81. https://doi.org/10.17223/17267080/66/5

4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2016. 359 с. https://elibrary.ru/xmqgwz

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М.: Книга по требованию, 2013. 432 с.

6. Геранюшкина Г. П., Афраймович О. Э. Сценарии выученной беспомощности. Психология в экономике и управлении. 2013. № 1. С. 17–22. https://elibrary.ru/sfbvft

7. Девятовская И. В. Выученная беспомощность как профессиональная деструкция и психологический барьер развития личности. Системогенез учебной и профессиональной деятельности: VII Междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль, 20–22 октября 2015 г.) Ярославль: ЯГПУ, 2015. С. 155–156. https://elibrary.ru/uwhozl

8. Дубынин А. Ю., Веденеева Е. В. Выученная беспомощность во взаимосвязи с коммуникативными умениями и смысложизненными ориентациями. Вестник магистратуры. 2014. № 8. С. 18–21. https://elibrary.ru/slpejh

9. Забелина Е. В. Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 5. С. 170–173. https://elibrary.ru/lnjora

10. Иванькова А. А. Исследование взаимосвязи психологического и соматического здоровья в позднем юношеском возрасте. Евразийский научный журнал. 2016. № 12. С. 307–309. https://elibrary.ru/xvngct

11. Клочко В. Е. Закономерности движения психологического познания: проблема смысла в призме трансспективного анализа. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей, отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: ИП РАН, 2008. С. 41–61. https://elibrary.ru/syrbop

12. Клочко В. Е. Постнеклассическая трансспектива психологической науки. Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 157–164. https://elibrary.ru/khnqdp

13. Клочко В. Е. Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 4. С. 20–35. https://elibrary.ru/rpxzat

14. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 172 с. https://elibrary.ru/qxpeuv

15. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М.: Владос, 2007. 606 с. https://elibrary.ru/rbbvtf

16. Палеха С. А. Выученная беспомощность (learned helplessness) в системе обучения. APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 5. https://elibrary.ru/zfhixl

17. Панченко Т. А., Долгих Н. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности. Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 231–233. https://elibrary.ru/xagvkt

18. Рожнова М. С., Полушкина И. В. Личностные особенности учащихся с различным уровнем проявления феномена выученной беспомощности. Психология человека в условиях здоровья и болезни: V Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 5–6 июня 2015 г.) Тамбов: Бизнес – Наука – Общество, 2015. С. 141–145. https://elibrary.ru/ubaeln

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 705 с. https://elibrary.ru/rcccmj

20. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006, 368 с. https://elibrary.ru/qxqlet

21. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. М.: МПСИ, 2004. 670 с. https://elibrary.ru/qxiuwp

22. Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М.: Академия, 2010. 410 с. https://elibrary.ru/qybnuz

23. Чижиченко Н. Н. Исследование возрастных психологических особенностей развития оптимизма у учащихся раннего юношеского возраста. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 66–73. https://elibrary.ru/stxrph

24. Яковлева Ю. В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста). Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 5. С. 161–165. https://elibrary.ru/muqkmj

25. Abramson L. Y., Alloy L. B., Metalsky G. I. The hopelessness theory of depression: Current status and future directions. Psychological and biological approaches to emotion, eds. Stein N. L., Leventhal B., Trabasso T. Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1990, 333–358.

26. Chopik W. J., Kelley W. L., Vie L. L., Lester P. B., Bonett D. G., Lucas R. E., Seligman M. E. P. Individual and experiential predictors of character development across the deployment cycle. European Journal of Personality, 2022, 36(4): 597–615. https://doi.org/10.1177/08902070211012931

27. DeMoss K., Milich R. DeMers S. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescents with high academic ability. Journal of Abnormal Child Psychology, 1993, 21: 455–467. https://doi.org/10.1007/BF01261604

28. Diener E., Seligman M. E. P., Choi H., Oishi S. Happiest people revisited. Perspectives on Psychological Science, 2018, 13(2): 176–184. https://doi.org/10.1177/1745691617697077

29. Hammack S. E., Cooper M. A., Lezak K. R. Overlapping neurobiology of learned helplessness and conditioned defeat: implications for PTSD and mood disorders. Neuropharmacology, 2012, 62(2): 565–575. https://doi.org/10.1016%2Fj.neuropharm.2011.02.024

30. Hiroto D. Locus of control and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology, 1974, 102(2): 187–193.

31. Kail R. V. Essentials of human development: a life-span view. 2nd ed. Cengage Learning, 2016, 576.

32. Lee J., Solomon M., Stead T., Kwon B., Ganti L. Impact of COVID-19 on the mental health of US college students. BMC Psychol, 2021, 9(1). https://doi.org/10.1186/s40359-021-00598-3

33. Maier S. F., Seligman M. E. Learned helplessness at fifty: insights from neuroscience. Psychological Review, 2016, 123(4): 349–367.

34. Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry, 2016, 7(4): 426–427. http://dx.doi.org/10.4103/0976-237X.194124

35. Santrock J. Essentials of Life-Span Development. 7th ed. McGraw Hill, 2021, 624.

36. Seligman M. E. P. Flourish: a visionary new understanding of happiness and well-being. NY-Toronto: Free Press, 2010, 349.

37. Seligman M. E. P. Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975, 273.

38. Seligman M. E. P. Learned helplessness & torture: An exchange. The New York Review, 2016, 63(7). URL: https://www.nybooks.com/articles/2016/04/21/learned-helplessness-torture-an-exchange/ (accessed 15 Jun 2022).

39. Seligman M. E. P. Positive psychology: A personal history. Annual Review of Clinical Psychology, 2019, 15: 1–23. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050718-095653

40. Vollmayr B., Gass P. Learned helplessness: unique features and translational value of a cognitive depression model. Cell and Tissue Research, 2013, 354(1): 171–178. https://doi.org/10.1007/s00441-013-1654-2

41. Yaden D. B., Eichstaedt J. C., Kern M. L., Smith L. K., Buffone A., Stillwell D. J., Kosinski M., Ungar L. H., Seligman M. E. P., Schwartz H. A. The language of religious affiliation: Social, emotional, and cognitive differences. Social Psychological and Personality Science, 2018, 9(4): 444–452. https://doi.org/10.1177/1948550617711228


Рецензия

Для цитирования:


Волкова О.В. Сравнительный анализ механизмов формирования выученной беспомощности у студентов гуманитарных специальностей России и США. СибСкрипт. 2023;25(2):247-257. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-247-257

For citation:


Volkova O.V. Learned Helplessness in University Students that Major in Humanities in Russia and the USA: A Comparative Study. SibScript. 2023;25(2):247-257. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-247-257

Просмотров: 364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)