Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Языковые средства конструирования имиджа Японии через призму педагогического дискурса

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-1-47-54

Аннотация

Включенность все большего числа стран в мировые глобальные процессы вызывает необходимость в построении позитивного национального имиджа, формирование которого происходит через различные каналы. Цель – проанализировать языковые средства, с помощью которых формируется имидж Японии в рамках корпуса учебно-методических текстов для изучающих японский язык.  Актуальность темы обусловлена растущим интересом современного языкознания к исследованию воздействующего потенциала педагогического дискурса и роли учебных пособий по изучению иностранного языка в аспекте лингвистического конструирования позитивного национального имиджа.   Материал – учебные пособия по изучению японского языка для иностранцев.  Использованы инструментарий лингвоимагологического анализа, а также методы лексико-семантического, морфо-семантического и контент-анализа. Научная новизна определяется тем, что японские учебные пособия для иностранцев впервые проанализированы не с позиции культурологии или методики преподавания японского языка, а как ключевой жанр педагогического дискурса, при помощи которого транслируются и поддерживаются знания и установки, отражающие интересы наиболее влиятельных групп и институтов общества. Исследование показало, что на страницах учебных пособий демонстрируется разнообразие средств формирования имиджа Японии на разных языковых уровнях. Выявлены направления конструирования имиджа страны, которые задают тексты лингвострановедческого характера. Определена вспомогательная роль интертекстуальных включений, визуального ряда и грамматических конструкций в данном процессе. Сформулирован вывод о комплексном характере конструируемого имиджа Японии, включающего позитивные и негативные аспекты. Лексические единицы с негативной коннотацией используются для «приземления» имиджа Японии, представляя ее как страну, в которой наравне с достоинствами есть и недостатки. Полученные в исследовании выводы и наблюдения о процессе формирования национального имиджа представляют практическую значимость для преподавания вузовских курсов по лингвокультурологии, социолингвистике, дискурс-анализу. Основные положения работы будут полезны для специалистов по японскому языку, лингвоимагологии и педагогической лингвистике.

Об авторах

Анна Владимировна Козачина
Сибирский федеральный университет
Россия

Scopus Author ID: 57221203032


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Ольга Андреевна Темерова
Сибирский федеральный университет
Россия

Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с. EDN: XQRFTT

2. Алпатов В. М., Аркадьев П. М., Подлесская В. И. Теоретическая грамматика японского языка. М.: Наталис, 2008a. Кн. 1. 560 c. EDN: PZETPB

3. Алпатов В. М., Аркадьев П. М., Подлесская В. И. Теоретическая грамматика японского языка. М.: Наталис, 2008b. Кн. 2. 464 c. EDN: PZETRT

4. Ардатова Е. В. Образ России в современных учебниках по русскому языку как иностранному. APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015a. № 3. EDN: TVMGRT

5. Ардатова Е. В. Продвижение позитивного образа страны в современных учебниках по русскому языку для иностранцев как составляющая «мягкой силы» России. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015b. № 7-1. С. 222–226. EDN: UAQMLP

6. Ардатова Е. В., Вологова Т. С. Об актуальности тем, предлагаемых в российских учебных пособиях по развитию речи, с позиции китайской аудитории. Русский язык в современном Китае: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чита, 20 ноября 2020 г.) Чита: ЗабГУ, 2020. С. 70–73. EDN: XCTDJU

7. Артюхова И. С. Образовательный дискурс как система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса. Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1. С. 56–59. EDN: WALXCV

8. Герасимова С. А. Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. М.: МГПУ, 2015. 224 с. EDN: UFTUMD

9. Гуревич Т. М. Самопрезентация японцев в пособиях по японскому языку. Японский язык в вузе: науч.-метод. конф. (Москва, 28–29 октября 2016 г.) М.: Ключ-С, 2017. Вып. 16. С. 69–76. EDN: YJXORH

10. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: URSS, 2013. 344 с.

11. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта, 2013. 224 с. EDN: SDTLCB

12. Кожемякин Е. А. Образовательно-педагогический дискурс. Современный дискурс-анализ. 2010. № 2-1. С. 27–46. URL: http://www.discourseanalysis.ru/ada2_1/st17.shtml (accessed 22 Jun 2022).

13. Козачина А. В. Реализация дискурсивной практики легитимации ценностей в педагогическом дискурсе (на примере стратегии апелляции к авторитету). Филология: научные исследования. 2020. № 9. С. 38–46. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2020.9.33953

14. Милич Й., Русанова Н. В. Учебник для иностранных обучающихся как средство формирования имиджа страны. Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в евразийском образовательном пространстве. 2017. № 2. С. 29–35. EDN: WQDPHS

15. Тарева Е. Г. Учебник иностранного языка: сила воздействующей функции. Иностранные языки в школе. 2021. № 7. С. 5–11. EDN: HMYCDN

16. Bernstein B. Class, codes and control. Vol. IV. The structuring of pedagogic discourse. NY: Routledge, 2009, 246.

17. Bernstein B. On pedagogic discourse. Handbook for theory and research in the sociology of education, ed. Richardson J. G. Westport, CT: Greenwood, 1986, 205–240.

18. Canale G. A multimodal and ethnographic approach to textbook discourse. NY: Routledge, 2022, 160.

19. Cuttler C. Students' use and perceptions of the relevance and quality of open textbooks compared to traditional textbooks in online and traditional classroom environments. Psychology Learning & Teaching, 2018, 18(1): 65–83. https://doi.org/10.1177/1475725718811300

20. Dijk T. A. van. Critical discourse analysis. The handbook of discourse analysis, eds. Schiffrin D., Tannen D., Hamilton H. Oxford: Blackwell, 2001, 352–371.

21. Keles U., Yazan B. Representation of cultures and communities in a global ELT textbook: a diachronic content analysis. Language Teaching Research, 2020. https://doi.org/10.1177/1362168820976922

22. Leeuwen T. van. Discourse and practice: new tools for critical discourse analysis. Oxford: Oxford University Press, 2008, 184. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195323306.001.0001

23. Leeuwen T. van. Representing social action. Discourse & Society, 1995, 6(1): 81–106.

24. Pennycook A. Language as a local practice. NY: Routledge, 2010, 176.

25. Race, culture, and identities in second language education: exploring critically engaged practice, ed. Kubota R., Lin A. M. Y. NY: Routledge, 2009, 336.

26. Re-imagining education for democracy, ed. Riddle S., Apple M. W. NY: Routledge, 2019, 276.

27. Risager K. Language textbooks: windows to the world. Language, Culture and Curriculum, 2021, 34(2): 119–132. https://doi.org/10.1080/07908318.2020.1797767


Рецензия

Для цитирования:


Козачина А.В., Темерова О.А. Языковые средства конструирования имиджа Японии через призму педагогического дискурса. СибСкрипт. 2023;25(1):47-54. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-1-47-54

For citation:


Kozachina A.V., Temerova O.A. Linguistic Means of Constructing the Image of Japan in Pedagogical Discourse. SibScript. 2023;25(1):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-1-47-54

Просмотров: 296


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)