Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-802-808
Аннотация
Проведен анализ теоретических и практических подходов к изучению сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, показано, что сопротивляемость является важнейшим свойством личности и определяет стратегию поведения и деятельности в различных ситуациях. Изучение сопротивляемости личности предполагает многомерную оценку, включающую в себя изучение личностных характеристик, возрастных особенностей, оценку стратегий выхода из трудной жизненной ситуации. Цель – провести сравнительный анализ результатов особенностей развития основных личностных образований и выявить тенденции развития сопротивляемости личности в трех возрастных группах (подростки, старшеклассники, студенты). Разработан диагностический комплекс для определения компонентной структуры сопротивляемости личности. Представлен сравнительный анализ результатов, обоснованы тенденции развития сопротивляемости в этих возрастных группах в типичных условиях обучения. Выявлены особенности способов поведения в различных жизненных ситуациях, особенности социально-психологической адаптации, ценностные ориентации личности и смысложизненные установки, особенности проявлений субъектности. Представленные результаты личностных образований психологической структуры сопротивляемости позволят разработать программу по созданию условий развития сопротивляемости в образовательной среде.
Об авторах
С. Н. СорокоумоваРоссия
Сорокоумова Светлана Николаевна
Москва, Санкт-Петербург
Н. И. Дунаева
Россия
Дунаева Наталья Ивановна
Нижний Новгород, Санкт-Петербург
Список литературы
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с. EDN: RXYNVL
2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Гаязова Л. А., Ибрагимова А. Г., Лактионова Е. Б., Юдин Н. В. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии. СПб.: Книжный Дом, 2008. 288 с. EDN: SGEZGP
3. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100–101. EDN: MNJQMV
4. Знаков В. В. Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания. Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 3. С. 67–82. EDN: SXMFBF
5. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 296 с. EDN: YNPZMZ
6. Юдин Н. В. Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 317–320. EDN: KBYAMR
7. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации. Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.523
8. Ионеску Ш. Сопротивляемость и родственные понятия. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Первый Междунар. форум. (Санкт-Петербург, 5–7 июня 2006 г.) СПб.: Книжный Дом, 2006. С. 17–20. EDN: QXQCKR
9. Нарушевич А. А. О феномене сопротивляемости в современной зарубежной психологии. Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 42. С. 7–9. EDN: MUNYNR
10. Дунаева Н. И. К определению понятия сопротивляемости человека негативным воздействиям среды. Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гум. науки. 2010. № 2. С. 162–166. EDN: MBDGBB
11. Дунаева Н. И., Серебровская Н. Е., Егорова П. А. Проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. С. 12–24. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-11
12. Дунаева Н. И. Ресурсы сопротивляемости негативным жизненным ситуациям в онтогенезе. Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 88–91. EDN: PLBCKF
13. Дунаева Н. И., Егорова П. А. Феномен сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в трудах отечественных исследователей. Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4. С. 205–211. EDN: NRFXOM
14. Sorokoumova S. N., Suvorova O. V., Sorokoumova S. N., Puchkova E. B., Kurnosova M. G. Psychological and pedagogical support to primary school children in coflict relations. International Journal of Applied Exercise Physiology, 2019, 8(2.1): 398–407. EDN: BYTCPK
15. Гороховатский Л. Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с. EDN: ZOVFMH
16. Ануфриева О. В. Психологические детерминанты сопротивляемости подростков асоциальным влияниям: дис. … канд. психол. наук, Бишкек, 2018. 181 с. EDN: OEYSLY
17. Дунаева Н. И. Модель исследования сопротивляемости как личностного свойства негативным жизненным ситуациям. Мир науки. Культуры. Образования. 2011. № 6-1. С. 136–139. EDN: PFPCDJ
18. Гончарова С. С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» – метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте. Журнал практического психолога. 2006. № 6. С. 132–147.
19. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. 3-е изд. М.: Академия, 2008. 176 с. EDN: QXRZQR
20. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82–97. EDN: OXSMUH
21. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2008. 18 с.
22. Психология субъектности педагога, ред. Е. Н. Волкова. Н. Новгород: Нижегородский гум. центр, 2001. 48 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сорокоумова С.Н., Дунаева Н.И. Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(6):802-808. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-802-808
For citation:
Sorokoumova S.N., Dunaeva N.I. Resistance to Adversities in Teenagers, High School Students, and University Students. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(6):802-808. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-802-808