Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Эмоциональная готовность студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777

Аннотация

Рассматривается понятие эмоциональной готовности в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности. Теоретически обосновано, что эмоциональная готовность входит в структуру компонентов психологической готовности. Выявлены содержательные характеристики эмоциональной готовности к профессиональной деятельности: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, управление чужими эмоциями, эмпатия, самомотивация. Описаны особенности проявления содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Экспериментально доказано, что участие журналистов в создании учебных и внеучебных медиапроектов и погружение на практике в телевизионную среду позволяют повысить их эмоциональную готовность к профессиональной деятельности. Выпускники отличаются эмоциональной осведомленностью и эмпатией, способностью управлять своими эмоциями, однако испытывают сложности с самомотивацией и воздействием на эмоции других людей, что связано с недостаточным жизненным и профессиональным опытом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эмоциональный компонент психологической готовности будущих журналистов требует внедрения на разных этапах вузовской подготовки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения, которая позволит обучающимся определять и контролировать эмоциональное состояние, выстраивать коммуникативные стратегии для межличностного общения.

Об авторе

В. П. Дзвоник
Кемеровский государственный университет
Россия

Дзвоник Вероника Петровна

Кемерово 



Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с. EDN: QXLRIJ

2. Эриксон Э. Г. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Ленато; АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с. EDN: RUUYWV

3. Качалко А. В. Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. № 2. С. 97–102.

4. Лежнина Л. В. Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3. С. 30–33. EDN: VBBQUF

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности. Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42–49. EDN: JVTMSF

6. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с. EDN: QXHJPT

7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ, 1976. 175 с.

8. Морозова И. С., Воронова Е. В. Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 340–344. EDN: UMSFOF

9. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность». Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117–121. EDN: OZQTRN

10. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности. Психологические науки: теория и практика: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Москва, 20–23 марта 2014 г.) М.: Буки-Веди, 2014. С. 6–9. EDN: SWLKUD

11. Яковлева Ю. В. Критерии и показатели развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 1. С. 220–224. EDN: RZLXNZ

12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с. EDN: UANZFL

13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 185 с. EDN: QXIIVD

14. Гараева Е. В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению. Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 125–130. https://doi.org/10.26170/po19-06-17

15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

16. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications, eds. Salovey P., Sluyter D. J. NY: Basic Books, 1997, 3–31.

17. Ковшилова С. Н. Особенности эмоционального интеллекта студентов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-1. С. 45–48. EDN: RUPZZR

18. Гордиенко В. Н., Гордиенко Т. И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу. Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN219.pdf (accessed 14 Dec 2022). EDN: ANDLPJ

19. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования, под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. С. 29–36. EDN: UVGYGB

20. Дзвоник В. П., Ткачева О. Н., Скалон Н. В. Формирование представлений о будущей профессии у студентов-журналистов посредством технологии карнавализации. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 1. С. 1–6. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-1-1-6

21. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Ин-т Психотерапии, 2002. 490 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дзвоник В.П. Эмоциональная готовность студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(6):772-777. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777

For citation:


Dzvonik V.P. Professional Emotional Readiness in Future Journalists at Different Stages of University Education. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(6):772-777. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)