Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-760-771
Аннотация
На материале зарубежных и отечественных исследований психологии совладания рассмотрена ее динамика. Показано, что становление и развитие проблематики совладания с трудностями вплоть до начала XXI в. включало в себя три основных исследовательских линии, реализуемых как теоретически, так и эмпирически: 1) выделение характеристик ситуаций, которые воспринимаются человеком как трудные; 2) изучение различных стратегий и / или стилей копинга; 3) анализ взаимосвязей последних с личностными и средовыми ресурсами совладания. Постулируется, что мировая ситуация глобальной неопределенности и рисков, характерная для последнего десятилетия, определила изменения в традициях изучения копинга. Их общей смысловой интенцией является все более выраженный переход к комплексному и холистическому видению процесса взаимодействия человека и ситуации, требующей совладания. Последняя реализуется в трех основных исследовательских трендах: 1) переосмыслении проблематики личностных ресурсов совладания, которые понимаются не как конкретные личностные диспозиции или же характеристики когнитивной сферы субъекта, а как комплексные особенности, выявление которых закономерно требует новых методологий; 2) пересмотре проблемы эффективности различных копинг-стратегий в силу накопления достаточного эмпирического материала, доказывающего неоднозначность корреляционных зависимостей между различными копинг-стратегиями человека и психологическим благополучием; 3) все более частом обращении к анализу процессуальных особенностей совладания, что, в частности, выражается во внимании к его антиципационным возможностям.
Ключевые слова
Об авторе
Е. П. БелинскаяРоссия
Белинская Елена Павловна
Москва
Список литературы
1. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. In: Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 291–436.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с. EDN: YPTEQM
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. 2-е изд. М.: Флинта, 2006. 352 с. EDN: QXPMCL
4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Азбука, 2011. 478 с. EDN: QYBPNF
5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с. EDN: QXKGLX
6. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 166 с. EDN: RBQNBB
7. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92–100.
8. Lazarus R. S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks. Annual Review of Psychology, 1993, 44(1): 1–21. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.44.1.1
9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
10. Гилович Т., Росс Л. Наука мудрости. М.: Individuum, 2019. 368 с.
11. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема. Психологические исследования. 2009. № 1. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1001/541 (accessed 10 Aug 2022). EDN: KYTSCB
12. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения. Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/577 (accessed 10 Aug 2022). EDN: TLPMRF
13. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82–118. EDN: QYZBYT
14. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы, ред. А. Л. Журавлев, Т. Л. Крюкова, Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2008. 474 с. EDN: PVNXUH
15. Хачатурова М. Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 160–169. EDN: SHBGAH
16. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present and future. Psychosomatik Medicine, 1993, 55(3): 237–247. https://doi.org/10.1097/00006842-199305000-00002
17. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: A theoretical analysis. Journal of Personal and Social Psychology, 1984, 46(4): 839–852. https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.4.839
18. Compas B. E., Connor-Smith J. K., Saltzman H., Thomsen A. H., Wadsworth M. E. Coping with stress during childhood and adolescence: Problems, progress, and potential in theory and research. Psychological Bulletin, 2001, 127(1): 87–127. https://doi.org/10.1037/0033-2909.127.1.87
19. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub K. J. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, 56(2): 267–283. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.267
20. Абросимов И. Н., Ялтонский В. М. Выбор копинг-стратегии как фактор психологической адаптации пациента к хроническому соматическому заболеванию. Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 4. С. 12–18. https://doi.org/10.25513/2410-6364.2018.4.12-18
21. Шаргородская О. В. Влияние диспозиционных и социальных факторов на выбор совладающего поведения в ситуации болезни (ВИЧ-инфекции). Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/434 (accessed 10 Aug 2022). EDN: YHHOKR
22. Bouchard G., Guillemette A., Landry-Léger N. Situational and dispositional coping: An examination of their personality, cognitive appraisals and psychological distress. European Journal of Personality, 2004, 18(3): 221–238. https://doi.org/10.1002/per.512
23. Куфтяк Е. В. Жизнеспособность в подростковом и юношеском возрасте: динамика и детерминанты. Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 126–134. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2018-092-03-126-134
24. Малышев И. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. № 3. С. 69–74. EDN: PDISCD
25. Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания. Образовательная политика. 2011. № 5. С. 11–22. EDN: JGJBQM
26. Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. C. 180–199. https://doi.org/10.17759/sps.2020110211
27. Frydenberg E., Lewis R. Teaching coping to adolescents: When and to whom? American Educational Research Journal, 2000, 37(3): 727–745. https://doi.org/10.3102/00028312037003727
28. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113–123. EDN: HULNBR
29. Cross S. E. Self-construals, coping, and stress in cross-cultural adaptation. Journal of Cross-Cultural Psychology, 1995, 26(6): 673–697. https://doi.org/10.1177/002202219502600610
30. Жданова С. Ю., Федотова В. А. Копинг-стратегии как механизмы адаптации иностранных студентов к условиям российской образовательной среды. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 89–105. https://doi.org/10.11621/vsp.2018.04.89
31. Handbook of multicultural perspectives on stress and coping , eds. Wong P. T. P., Wong L. C. J. NY: Springer, 2006, 662.
32. Куфтяк Е. В. Жизнеспособность человека в условиях травматичных и стрессовых событий: теоретический обзор. Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–27 апреля 2016 г.) М.: МГУДиТ, 2016. Ч. 3. С. 205–210. EDN: WJWPBP
33. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Совладание с ролевой перегрузкой как проявление жизненного стиля современных женщин. Образование и саморазвитие. 2015. № 3. С. 150–157. EDN: UUWPEN
34. Фомина Е. А., Соломонов В. А. Гендерные особенности адаптации субъектов к ситуации смены видов профессиональной деятельности. Актуальная Психология. 2021. № 2. С. 159–164. https://doi.org/10.46991/SBMP/2021.4.2.159
35. Weber H. Breaking the rules: Personal and social responses to coping norm-violations. Anxiety, Stress and Coping, 2003, 16(2): 133–153. https://doi.org/10.1080/1061580031000120174
36. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с. EDN: QOABEJ
37. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/550 (accessed 10 Aug 2022). EDN: TWHMAT
38. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе. Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 4. С. 3–20. EDN: VQJMDP
39. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития. Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 77–96. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270306
40. Белинская Е. П. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности. Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/604 (accessed 10 Aug 2022). EDN: THSVPT
41. Львова Е. Н., Шлягина Е. И., Гусев А. Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности. Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 19–27. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0103
42. Кандыбович С. Л. Стратегии психологической безопасности человека в условиях неопределенности. Человеческий капитал. 2018. № 8. С. 63–75. EDN: XUZCLR
43. Tormala Z. L. The role of certainty (and uncertainty) in attitudes and persuasion. Current Opinion in Psychology, 2016, 10: 6–11. https://doi.org/10.1016/J.COPSYC.2015.10.017
44. Битюцкая Е. В. Проблема циклической динамики копинга: характеристики процесса и методические решения. Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 1. С. 57–72. EDN: OETXGL
45. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3–20. EDN: QCSVTD
46. Емельянова Т. П., Нестик Т. А. Проблема глобальных рисков в социально-психологических исследованиях. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности, отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2018. С. 696–705. EDN: YNXNQT
47. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ и перспективы исследований. Разработка понятий современной психологии, отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова, Г. А. Виленская. М.: ИП РАН, 2021. Т. 3. С. 503–537. https://doi.org/10.38098/thry_21_0439_15
48. Rönnlund M., Del Missier F., Mäntylä T., Carelli M. G. The fatalistic decision maker: Time perspective, working memory, and older adults’ decision-making competence. Frontiers in Psychology, 2019, 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02038
49. Clayton S., Manning C. M., Krygsman K., Speiser M. Mental health and our changing climate: Impacts, implications, and guidance. Washington, D.C.: American Psychological Association, and ecoAmerica, 2017. URL: https://www.apa.org/news/press/releases/2017/03/mental-health-climate.pdf (accessed 10 Aug 2022).
50. Нестик Т. А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 2. С. 47–83. https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002
51. Yu H., Li M., Li Z., Xiang W., Yuan Y., Liu Y., Li Z., Xiong Z. Coping style, social support and psychological distress in the general Chinese population in the early stages of the COVID-2019 epidemic. BMC Psychiatry, 2020, 20. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3556633
52. Jacobson N. C., Lekkas D., Price G., Heinz M. V., Song M., James O’Malley A., Barr P. J. Flattening the mental health curve: COVID-19 stay-at-home orders result in alterations in mental health search behavior in the United States. JMIR Mental Health, 2020, 7(6). https://doi.org/10.2196/19347
53. Montemurro N. The emotional impact of COVID-19: From medical staff to common people. Brain, Behavior, and Immunity, 2020, 87: 23–24. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2020.03.032
54. Ениколопов С. Н., Бойко О. М., Медведева Т. И., Воронцова О. Ю., Казьмина О. Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19. Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 2. С. 108–126. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120207
55. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Малева Т. М., Алдошина Т. Л., Сорокина С. С. Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. Антропологические последствия пандемии. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, ред. В. С. Гуревич, С. М. Дробышевский, А. В. Колесников, В. А. Мау, С. Г. Синельников-Мурылев. М.: ИЭП, 2020. Т. 12. С. 40–48. EDN: TDBSPQ
56. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание. Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90–108. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205
57. Марцинковская Т. Д., Юрченко Н. И. Проблема совладания в транзитивном обществе. Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/430 (accessed 10 Aug 2022). EDN: YHHOLL
58. Белинская Е. П., Вечерин А. В., Агадуллина Е. Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности. Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 3. C. 192–211. https://doi.org/10.17759/cpse.2018070312
59. Рассказова Е. И. Возможности диспозиционной и ситуативной оценки копинг-стратегий (на примере применения общей и специфичной для пандемии версий методики СОРЕ). Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 1. С. 204–219. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150113
60. Корнилова Т. В. Совладание с неопределенностью: связи с эмоциональным интеллектом, готовностью к риску и рациональностью. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: IV Междунар. науч. конф. (Кострома, 22–24 сентября 2016 г.) Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. Т. 1. С. 37–39. EDN: XIOFTP
61. Weinstein N., Brown K. W., Ryan R. M. A multi-method examination of the effects of mindfulness on stress attribution, coping, and emotional well-being. Journal of Research in Personality, 2009, 43(3): 374–385. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2008.12.008
62. Parker J. D. A., Endler N. S. Coping and defence: a historical overview. Handbook of coping: Theory, research, application, eds. Zeidner M., Endler N. S. NY: Wiley, 1996, 3–23.
63. Kossowska M., Czarnek G., Wyczesany M., Wronka E., Szwed P., Bukowski M. Electrocortical indices of attention correlate with need for closure. NeuroReport, 2015, 26(5): 285–290. https://doi.org/10.1097/WNR.0000000000000345
64. Sankaran S., Grzymala-Moszczynska J., Strojny A., Strojny P., Kossowska M. Rising up to the ‘challenge’? The role of need for closure and situational appraisals in creative performance. Personality and Individual Differences, 2017, 106, 136–145. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.10.045
65. Орестова В. Р., Ткаченко Д. П., Манчхашвили М. А. Иррациональность мышления как способ совладания с неопределенностью современного мира. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 4. С. 50–64. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-4-50-64
66. Langer E. Mindfulness isn’t much harder than mindlessness. Harvard Business Review. 13.01.2016. URL: https://hbr.org/2016/01/mindfulness-isnt-much-harder-than-mindlessness (accessed 10 Aug 2022).
67. Lynch S., Gander M.-L., Kohls N., Kudielka B., Walach H. Mindfulness-based coping with university life: A non-randomized wait-list controlled pilot evaluation. Stress and Health, 2011, 27(5): 365–375. https://doi.org/10.1002/smi.1382
68. Moeller R. W., Seehuus M., Simonds J., Lorton E., Randle T. S., Richter C., Peisch V. The differential role of coping, physical activity, and mindfulness in college student adjustment. Frontiers in Psychology, 2020, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01858
69. Shapiro S. L., Oman D., Thoresen C. E., Plante T. G., Flinders T. Cultivating mindfulness: Effects on well-being. Journal of Clinical Psychology, 2008, 64(7): 840–862. https://doi.org/10.1002/jclp.20491
70. Keng S.-L., Tong E. M. W. Riding the tide of emotions with mindfulness: Mindfulness, affect dynamics, and the mediating role of coping. Emotion, 2016, 16(5): 706–718. https://doi.org/10.1037/emo0000165
71. Голубев А. М., Дорошева Е. А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности. Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. https://doi.org/10.17223/17267080/69/3
72. Белинская Е. П., Джураева М. Р. Взаимосвязь проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями и уровня осознанности: кросс-культурный анализ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 48–62. EDN: ZGSZPX
73. Битюцкая Е. В. Успешность копинга. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 2. С. 382–404. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-382-404
74. Greenglass E. R. Proactive coping. Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges, ed. Frydenberg E. London: Oxford University Press, 2002, 37–62.
75. Greenglass E., Fiksenbaum L. Proactive coping, positive affect, and well-being. European Psychologist, 2009, 14(1): 29–39. https://doi.org/10.1027/1016-9040.14.1.29
76. Frydenberg E. Coping research: Historical background, links with emotion, and new research directions on adaptive processes. Australian Journal of Psychology, 2014, 66(2): 82–92. https://doi.org/10.1111/ajpy.12051
77. Старченкова Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 1. С. 51–61. EDN: OVYUBJ
78. Bogdan C., Rioux L., Negovan V. Place attachment, proactive coping and well-being in university environment. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2012, 33: 865–869. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.01.245
79. Яременко А. И., Исаева Е. Р., Колегова Т. Е., Ситкина Е. В., Васильева Ю. В. Удовлетворенность качеством жизни пациентов с минимальными рубцовыми деформациями лица и шеи. Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 1. C. 75–90. https://doi.org/10.17759/cpse.2018070106
80. Агадуллина Е. Р., Белинская Е. П., Джураева М. Р. Личностные и ситуационные предикторы проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями: кросс-культурные различия. Национальный психологический журнал. 2020. № 3. С. 30–38. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0304
Рецензия
Для цитирования:
Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(6):760-771. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-760-771
For citation:
Belinskaya E.P. Coping in Times of Uncertainty and Global Risks: The Main Research Trends. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(6):760-771. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-760-771