Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Субъективные и объективные факторы билингвизма в эмоциональном восприятии текста (на материале тувинско-русского билингвизма)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-735-743

Аннотация

Анализируются результаты психолингвистического эксперимента, цель которого – эмоциональное аннотирование датасета интернет-текстов на русском языке тувинско-русскими билингвами. За основу эксперимента взят опросник Bilingual Language Profile, а также ранее разработанный авторский интерфейс для недискретного аннотирования текстов по эмоциональной тональности. В исследовании приняли участие 65 тувинско-русских билингвов, которым для аннотирования было предоставлено 5 текстов, оцененных в предыдущих экспериментах монолингвами как «гневные». Перед тем как перейти к аннотированию все информанты ответили на вопросы опросника по билингвизму. Цель данной публикации – рассмотреть специфику влияния субъективных и объективных факторов билингвизма на восприятие эмоции гнева в трех группах информантов, сформированных по критерию доминирующего языка, согласно результатам опросника: с доминирующим тувинским языком, с доминирующим русским языком, имеющих сбалансированный тувинско-русский билингвизм. Методы: психолингвистический эксперимент, методы статистической оценки данных (параметрический критерий Стьюдента и непараметрический критерий Манна-Уитни). В ходе исследования была опровергнута гипотеза о влиянии объективных (возраст и контекст, коммуникативная активность) или субъективных (компетенция, характер взаимодействия языков в сознании субъекта) факторов формирования тувинско-русского билингвизма на эмоциональное восприятие текстов на русском языке. С другой стороны, подтвердилась гипотеза о значимости доминирующего языка билингва для восприятия эмоции в тексте.

Об авторах

А. В. Колмогорова
НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Россия

Колмогорова Анастасия Владимировна

Санкт-Петербург 



А. В. Маликова
Сибирский федеральный университет
Россия

Маликова Алина Вячеславовна

Красноярск 



Список литературы

1. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М.: Яз. слав. культуры, 2013. 448 с. EDN: VDRVKH

2. Polinsky M. Bilingual children and adult heritage speakers: The range of comparison. International Journal of Bilingualism, 2018, 22(5): 547–563. https://doi.org/10.1177/1367006916656048

3. Bialystok E., Martin M. M. Attention and inhibition in bilingual children: Evidence from the dimensional change card sort task. Developmental Science, 2004, 7(3): 325–339. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2004.00351.x

4. Колмогорова А. В., Калинин А. А., Маликова А. В., Кушко Л. А. Методы компьютерной и корпусной лингвистики для решения задач эмоционального анализа интернет-текстов. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 215 c. https://doi.org/10.23682/119107

5. Kałamała P., Drożdżowicz A., Szewczyk J., Marzecová A., Wodniecka Z. Task strategy may contribute to performance differences between monolinguals and bilinguals in cognitive control tasks: ERP evidence. Journal of Neurolinguistics, 2018, (46): 78–92. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2017.12.013

6. Lorenzen B., Murray L. Bilingual aphasia: a theoretical and clinical review. American Journal of Speech-Language Pathology, 2008, 17(3): 299–317. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2008/026)

7. Mechelli A., Crinion J. T., Noppeney U., O’Doherty J., Ashburner J., Frackowiak R. S., Price C. J. Structural plasticity in the bilingual brain: Proficiency in a second language and age at acquisition affect grey-matter density. Nature, 2004, 431(7010): 457. https://doi.org/10.1038/431757a

8. Picard R. W. Affective computing. Cambridge: The MIT Press, 1997, 306.

9. Прикладная и компьютерная лингвистика, ред. И. С. Николаев, О. В. Митренина, Т. М. Ландо. М.: ЛЕНАНД, 2016. 320 с.

10. Alm C. O., Roth D., Sproat R. Emotions from text: Machine learning for text-based emotion prediction. HLT/EMNLP 2005 – Human Language Technology Conference and Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing, Vancouver, 6–8 Oct 2005. Vancouver: Association for Computational Linguistics, 2005, 579–586.

11. Kolmogorova A., Kalinin A., Malikova A. Lövheim Сube-backed emotion analysis: From classification to regression. Communications in Computer and Information Science, 2022, 1503: 97–107. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93715-7_7

12. Kolmogorova A., Kalinin A., Malikova A. Semiotic function of empathy in text emotion assessment. Biosemiotics, 2021, 14(2): 329–344. https://doi.org/10.1007/s12304-021-09434-y

13. Боргоякова Т. Г., Биткеева А. Н. Тувинский язык в правовом и функциональном измерении. Новые исследования Тувы. 2020. № 1. С. 50–61. https://doi.org/10.25178/nit.2020.1.4

14. Мартан-оол М. Б. Языки и языковая ситуация в Республике Тыва. Гуманитарная наука Тувы на стыке веков: история, проблемы и перспективы развития: науч.-практ. конф. (Кызыл, 13–14 октября 2005 г.) Кызыл: Аныяк, 2005. С. 60–64.

15. Донгак Ч. Б. Языковая политика и проблема контактного билингвизма в национальных республиках России (на примерах республик Татарстан, Тыва и Саха (Якутия)). Вестник Тувинского государственного университета. № 1 Социальные и гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 63–73. https://doi.org/10.24411/2221-0458-2020-10043

16. Цыбенова Ч. С. О языковой компетенции тувинцев (результаты социологического анкетирования). Ученые записки ЗабГГПУ. 2013. № 2. С. 148–155. EDN: QATPWR

17. Антонова Н. С. Социальные аспекты функционирования форм языкового общения в многонациональной России. Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 74–78. EDN: SBGNNN

18. Арефьев А. Л., Бахтикиреева У. М., Синячкин В. П. Проблемы билингвизма в системе школьного языкового образования Республики Тыва. Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 255–272. https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.14

19. Александрова Н. Ш. Билингвизм и другие проявления функционирования языковой системы в свете пластичности мозга. Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020. № 6-2. С. 170–176. https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.170

20. Александрова Н. Ш. Зрительные агнозии и двойственность зрительного опознания. Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2019: VI Всерос. науч. конф. (Нижний Новгород, 23–27 сентября 2019 г.) Н. Новгород: ИПФ РАН, 2019. С. 22–26. EDN: YKHXPX

21. Ловинк Г. Критическая теория Интернета. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. 304 с.

22. Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.

23. Кошкарова Н. Н., Яковлева Е. М. Дискурс новой эмоциональности: коммуникативные практики цифровой реальности. Политическая лингвистика. 2019. № 5. С. 147–152. https://doi.org/10.26170/pl19-05-15

24. Lövheim H. A new three-dimensional model for emotions and monoamine neurotransmitters. Medical Hypotheses, 2012, 78(2): 341–348. https://doi.org/10.1016/j.mehy.2011.11.016

25. Gertken L. M., Amengual M., Birdsong D. Assessing language dominance with the Bilingual Language Profile. Measuring L2 proficiency: Perspectives from SLA, eds. Leclercq P., Edmonds A., Hilton H. Bristol: Multilingual Matters, 2014, 208–225. EDN: VADFYB

26. Ощепкова Е. С., Гаврилова М. Н., Ковязина М. С. Как билингвизм влияет на объем словарного запаса у старших дошкольников? Cognitive Neuroscience – 2021: мат-лы Междунар. форума. (Екатеринбург, 2–3 декабря 2021 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2022. С. 71–74. EDN: QZISAR

27. Кошель Т. В. Проблема формирования и функционирования билингвизма в семье и обществе. Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 ноября 2019 г.) Чебоксары: Среда, 2020. С. 386–390. EDN: BZRRBQ

28. Kolmogorova A., Kalinin A., Malikova A. Non-discrete sentiment dataset annotation: Case study for Lövheim Cube emotional model. Communications in Computer and Information Science, 2020, 1242: 154–164. https://doi.org/10.1007/978-3-030-65218-0_12

29. Багана Ж., Хапилина Е. В. Контактная лингвистика: взаимодействие языков и билингвизм. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2016. 126 с.

30. Birdsong D., Gertken L. M., Amengual M. Bilingual Language Profile: an easy-to-use instrument to assess bilingualism, COERLL, University of Texas at Austin, Web, 20 Jan 2012. URL: https://sites.la.utexas.edu/bilingual/ (accessed 9 Apr 2022).

31. Lemeshko B. Yu., Lemeshko S. B. Power and robustness of criteria used to verify the homogeneity of means. Measurement Techniques, 2008, 51(9): 950–959. https://doi.org/10.1007/s11018-008-9157-3


Рецензия

Для цитирования:


Колмогорова А.В., Маликова А.В. Субъективные и объективные факторы билингвизма в эмоциональном восприятии текста (на материале тувинско-русского билингвизма). Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(6):735-743. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-735-743

For citation:


Kolmogorova A.V., Malikova A.V. Subjective and Objective Factors of Bilingualism in the Emotional Text Comprehension in Tuvan-Russian Bilinguals. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(6):735-743. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-735-743

Просмотров: 218


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)