Сопоставительный анализ мотивирующих признаков макроконцептов Род и Макошь
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-686-695
Аннотация
Актуальность предпринятого исследования заключается в осмыслении когнитивных признаков макроконцептов Род и Макошь / Мокошь в аспекте символов русской лингвокультуры. Научная новизна состоит в первом опыте анализа изучаемых макроконцептов в аспекте понятийных признаков. Цель – описать понятийную часть структур макроконцептов Род и Макошь в русской лингвокультуре. Задачи: 1) проанализировать лексемы Род и Макошь / Мокошь (основные репрезентанты исследуемых макроконцептов) в Национальном корпусе русского языка; 2) сопоставить выявленные когнитивные признаки макроконцептов. В статье используется набор методов лингвистического анализа: дескриптивный, интерпретативный, концептуальный. В результате анализа материалов из Национального корпуса русского языка было найдено 33 когнитивных признака макроконцепта Макошь в русской лингвокультуре, которые можно распределить на 11 блоков: 1. (Божественное) материнство (4 признака): богиня, Богородица / Дева Мария, маковка, макушка. 2. Природные объекты и явления (4 признака): дождь, звезда, земля, рога / рог изобилия. 3. Плодородие (2 признака): изобилие, урожай. 4. Духи природы (1 признак): русалки / вилы. 5. Родство (6 признаков): жена, мать, прародитель, родство, семья, старшая сестра. 6. Функции (4 признака): громовержец, пряха, творец, хозяйка. 7. Взаимоотношения (1 признак): забота. 8. Оценка (1 признак): благо. 9. Человек (2 признака): девушка, женщина. 10. Судьба (4 признака): доля, жребий, судьба, удача. 11. Культ (4 признака): идол, Параскева Пятница, Рожаница, треба / жертвоприношение. В структуре макроконцепта Род было определено 35 когнитивных признаков, которые можно распределить на 13 блоков: 1. (Божественное) отцовство (2 признака): бог, Бог-отец. 2. Природные объекты и явления (3 признака): звезда, молния, небо. 3. Плодородие (1 признак): урожай. 4. Родство (4 признака): отец, прародитель, родство, семья. 5. Функции (5 признаков): земледелие, повелитель, правосудие, созидание, творец. 6. Взаимоотношения (2 признака): забота, охрана. 7. Оценка (3 признака): благо, лукавство, прелюбодеяние. 8. Судьба (2 признака): доля, судьба. 9. Культ (5 признаков): идол, пиршество, Стрибог, треба / жертвоприношение, Ярило. 10. Успех (4 признака): макушка, прибыль, процветание, успех. 11. Место рождения (1 признак): Родина. 12. Свойство (1 признак): сила. 13. Люди (2 признака): цивилизация, человечество. Эти признаки отображают особенности русской ментальности, сохранившей в разные периоды истории языка память о культе Рода и Богини-матери – Макоши, который последовательно воспроизводился в почитании матери – земли и отца и матери людей – Рода и Макоши. Христианские аспекты проявляются в структурах изучаемых макроконцептов в виде образа Богоматери – Девы Марии и Бога-отца, прообразом которого можно назвать Рода. В структурах макроконцептов Род и Макошь совпадают следующие когнитивные признаки: благо, божественность (бог, богиня), доля, забота, звезда, идол, прародитель, родство, семья, судьба, творец, треба / жертвоприношение, урожай. В структуре макроконцепта Род отсутствуют признаки природных духов и человека (многие ученые подчеркивали неперсонифицированность Рода в славянском пантеоне). В связи с заимствованиями слов в русский язык понятие рода расширяется до человечества и цивилизации в целом. Появление негативной оценки в структуре макроконцепта Род обусловлено сменой религии. Большое количество выделенных признаков указывает на древнюю природу сравниваемых макроконцептов. На это же указывает синкретизм найденных признаков.
Об авторах
Ю. В. ВайрахРоссия
Вайрах Юлия Викторовна
Иркутск
Г. О. Ибраимова
Кыргызстан
Ибраимова Гульсара Озгонбаевна
Бишкек
Список литературы
1. Ставицкий А. В. Миф в историческом поле культуры: психологический аспект. Миф в истории, политике, культуре: мат-лы II Междунар. науч. междисципл. конф. (Севастополь, 27–28 июня 2018 г.) Севастополь: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2018. С. 238–240. EDN: OLKBRV
2. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.
3. Пименова М. В., Капенова Ж. Ж. Концептуальные исследования в современной лингвистике: теория и практика (на примере ландшафтных концептов). СПб.: СПбГЭУ, 2016. 152 с.
4. Ставицкий А. В. Миф как язык: о некоторых подходах к изучению мифа лингвистами. Миф в истории, политике, культуре: мат-лы V Междунар. науч. междисципл. конф. (Севастополь, 22–25 июня 2021 г.) Севастополь: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2021. C. 253–257. https://doi.org/10.35103/SMSU.2021.11.31.035
5. Ибраимова Г. О. Структурные особенности символического макроконцепта мать: от первопризнака до символа. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 782–789. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-782-789
6. Пименова М. В. Особенности структуры символического макроконцепта РОД. Вестник Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова. Серия Филологическая. 2021. № 2. С. 37–44. EDN: VSGPPQ
7. Пименова М. В. Символический макроконцепт «род» в русской лингвокультуре. Общество, язык и культура XXI века: ХХXVIII Междунар. науч. онлайн-конф. (Санкт-Петербург-Бишкек, 29–30 апреля 2021 г.) СПб.: Ин-т иностранных языков; Бишкек: Манас, 2021. С. 37–46. EDN: SPQNZT
8. Пименова М. В. Мифы России: пернатые образы богов и богинь (Перун-Род и Перыня-Макошь). Мифологос. 2022. № 3. С. 24–32.
9. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология. Мифы народов мира, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 929–934.
10. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с. EDN: UFTQFJ
11. Дедюшина Е. В. Архетип женщины в славянской и германо-скандинавской мифологии: общее и особенное. Этническая культура в современном мире: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 ноября 2019 г.) Чебоксары: ЧГИКИ, 2020. С. 37–40. EDN: HRTAFX
12. Капля О. В. Единство женских образов языческой и христианской культур. Культура, искусство, образование на перекрёстке времен и цивилизаций: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 29–30 января 2019 г.) Волгоград: Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова; ИП Никулина М. Г., 2019. С. 41–49. EDN: XYCUJA
13. Мошина Е. А., Умурзакова А. Ж. Миф об именинах земли в русской лингвокультуре. Миф в истории, политике, культуре: мат-лы IV Междунар. науч. междисципл. конф. (Севастополь, 26–27 июня 2020 г.) Севастополь: Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2020. С. 141–145. EDN: EFQQJW
14. Космачёва О. Ю. Репрезентация смыслового элемента ‘род’ в русской лингвокультуре. Гуманитарные исследования. 2019. № 2. С. 31–37. EDN: VTVDLI
15. Суровегина Е. С., Коробова Ю. С. Особенности отражения мифологемы «Мокошь» по данным отечественной историографии. Религия и общество – 14: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Могилев, 6–11 апреля 2020 г.) Могилёв: МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. С. 214–216. EDN: OOODME
16. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков: Епархиальная тип., 1916. Т. 1. 376 с.
17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с. EDN: RBNDBT
18. Белякова Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. 239 с.
19. Иванов В. В., Топоров В. Н. Род. Мифы народов мира, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 871.
20. Иванов В. В., Топоров В. Н. Мокошь. Мифы народов мира, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 683– 684.
21. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: АН СССР, 1959. 212 с. EDN: UFLLDT
22. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с. EDN: RBNDFP
23. Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. Вып. XIII. Судьба-доля в народных представлениях славян. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1890. Т. 46. С. 460.
24. Афанасьев А. Н. О значении Рода и рожаниц. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. М., 1855. Кн. 2. Ч. 1. С. 132–134.
25. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: Графика, 2004. 386 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вайрах Ю.В., Ибраимова Г.О. Сопоставительный анализ мотивирующих признаков макроконцептов Род и Макошь. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(6):686-695. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-686-695
For citation:
Vayrakh Yu.V., Ibraimova G.O. Macro-Concepts of Rod and Makosh: A Comparative Analysis of Motivating Signs. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(6):686-695. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-686-695