Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Иносказательные изображения в романе Мариам Петросян «Дом, в котором…»

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-654-661

Аннотация

Рассмотрены стратегии визуального изображения и статус визуальных образов, которые присутствуют в романе М. Петросян «Дом, в котором…», написанном с использованием метода магического реализма. Рассредоточенные по тексту, они тем не менее играют важную роль для понимания художественного мира романа. Герои произведения в разных ситуациях создают сходные рисунки – изображения животных или фантастических существ, каждое из которых становится знаком человека, как правило, самого художника. Характер создания этих рисунков позволяет сопоставить сам процесс с магическим ритуалом. Рисунки, особенно настенные, становятся особым способом коммуникации между героями и Домом, имеющим мистическую природу. Присутствие рисунков, которые, с одной стороны, изображают кого-то или что-то, а с другой – сами являются предметом изображения, усложняет структуру романа и требует осмысления. Иносказательная природа рисунков констатирует единство смыслового целого в изображении Дома, связывая разных героев единым способом высказывания через создание визуальных образов. Особо выделены изображения, реализованные и задуманные Курильщиком – героем, который лишь частично принадлежит Дому. Рисунки Курильщика наглядно демонстрируют его чужеродность в мире Дома, но именно его картины, метафорически изображающие Дом и предлагающие его художественное осмысление, становятся еще одним ключом к прочтению мистической природы этого пространства и помогают сформулировать концепцию времени, особым образом протекающего в Доме.

Об авторе

К. В. Синегубова
Кемеровский государственный университет
Россия

Синегубова Капиталина Валерьевна

Кемерово



Список литературы

1. Лебедушкина О. П. «Дом, в котором...» Мариам Петросян как «итоговый текст» десятилетия. Филологический класс. 2011. № 25. С. 20–21. EDN: OIGMOZ

2. Булгакова А. А. Топос «Дом» как гетеротопия в романе М. Петросян «Дом, в котором...». Филологический класс. 2021. Т. 26. № 2. С. 167–181. https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-02-14

3. Воронкова П. Е. Архетипический образ героя в произведении М. Петросян «Дом, в котором...». Научные достижения и открытия современной молодежи: III Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 17 февраля 2018 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 285–294. EDN: YRWZNZ

4. Мескин В. А., Гайдаш Л. В. Роман М. Петросян «Дом, в котором...» в контексте литературной традиции магического реализма. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 3. С. 404–413. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3-404-413

5. Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. М.: ИСл РАН, 1998. 120 с. EDN: YHOVOX

6. Цыренова Д. С. Магический реализм в творчестве Мо Яня. Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 8. С. 133–136. EDN: MTWMBD

7. Казакова Ю. К. Традиции магического реализма в романе Даниэля Кельмана «Измеряя мир». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1. С. 98–102. EDN: RKQJLV

8. Гавриков В. А. «Чудесный реализм» в прозе Зайцева, Шмелева, Бунина (в контексте магического реализма, фантастического реализма, мистического реализма, духовного реализма и т. д.). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 1. С. 35–42. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-1-35-42

9. Сорокина Н. В., Абраменкова Л. Е. Традиции магического реализма в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо». Неофилология. 2019. Т. 5. № 20. С. 518–525.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-518-525

10. Осипова О. И. Особенности «магического реализма» в романе Е. Некрасовой «Калечина-малечина». Филология: научные исследования. 2020. № 12. С. 1–10. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2020.12.33372

11. Биякаева А. В. Взаимосвязь уровней художественной реальности в текстах современного магического реализма. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 70–73. EDN: ZDDCID

12. Биякаева А. В. Бытовые и культовые действия персонажей как поведенческий кодекс в тексте магического реализма (на материале романа М. Петросян «Дом, в котором...»). Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2017. Т. 3. № 1. С. 59–67. EDN: XOJWHZ

13. Лавлинский С. П., Гурович Н. М. Визуальное в литературе. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий, гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 37–39.

14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с. EDN: VQMUFP

15. Аксенова А. А. Положение изображённого наблюдателя как рецептивный аспект визуального в литературе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 9. С. 116–119. https://doi. org/10.30853/filnauki.2019.9.24

16. Аксенова А. А. Визуальный аспект лирического произведения в технике медленного чтения (на материале одной строки А. А. Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…»). Новый филологический вестник. 2017. № 4. С. 25–35. EDN: YNTKHR

17. Ремизова М. Времени нет. Октябрь. 2012. № 4. С. 148–168.

18. Мелетинский Е. M. Первобытные истоки словесного искусства. In: Мелетинский Е. M. Избранные статьи. Воспоминания. М.: РГГУ, 1998. С. 52–110.

19. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996. 240 с.

20. Мельник Д. А. Рассказывание историй в романе «Дом, в котором…» Мариам Петросян: смысловые уровни. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 3. С. 63–67.

21. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель. Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47–57.EDN: OPKXPR

22. Сидорова М. Ю. «Дом, в котором...» живет зрительный модус: от точки зрения персонажа к построению замысла автора. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2014. № 3. С. 75–93. EDN: TEDHMJ

23. Аксенова А. А. Рецептивные аспекты визуального в литературе. Новый филологический вестник. 2020. № 3. С. 76–86.https://doi.org/10.24411/2072-9316-2020-00067

24. Дядык Н. Г. Концептуальное искусство как способ философствования: живопись вместо философии. Социум и власть. 2020. № 1. С. 104–115. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2020-1-104-115

25. Бочкарева Н. С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. № 6. С. 81–92. EDN: JVKSIX


Рецензия

Для цитирования:


Синегубова К.В. Иносказательные изображения в романе Мариам Петросян «Дом, в котором…». Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(5):654-661. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-654-661

For citation:


Sinegubova K.V. Allegorical Images in The Gray House by Mariam Petrosyan. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(5):654-661. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-654-661

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)