Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

О феномене поста в раннехристианской англосаксонской традиции

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-635-653

Аннотация

Рассматривается древнеанглийская поэма X в. Seasons for Fasting, состоящая из 230 строк, сквозь призму экспликации темы соблюдения постов в древнеанглийской традиции. Поэма наравне с другими древнеанглийскими христианскими проповедями и поэмами также являет собой внушение нравственных правил относительно праведной раннехристианской жизни, представляя собой первый свод правил соблюдения сезонных постов. В настоящей статье приводится авторский перевод поэмы Seasons for Fasting. Ставится проблема интердисциплинарного изучения феномена поста и репрезентации непререкаемого положения веры в древней культуре англосаксов. Привлекаемые для анализа древнеанглийской поэмы тексты Ветхого и Нового Заветов, мифы индоевропейцев показали глубинную культурную взаимосвязь архаических традиций. Развернутое представление о богооткровенной истине находит отражение уже в ранней письменной традиции: христианским текстам свойственны упоминания заповедей из Ветхого Завета, переплетенных с нравственными установками Нового Завета. Общая цель и задачи исследования определяют комплексный характер используемых традиционных методов филологического анализа текстов и семиотического подхода к текстам. Анализ древнеанглийского текста показал, что взгляд на пищу как сакральную и профанную проявляется уже на ранних этапах становления религиозного сознания. Традиционно вопросы, связанные с постом, рассматриваются в рамках молитвенных обращений. Освещаются вопросы, связанные с символизмом огня, горы, космического начала, жертвоприношений, погружения в воду, погребения, Царства Небесного в контексте анализируемого материала. Древнеанглийская поэма акцентирует внимание читателей на новозаветную идею о невозможности вхождения в Царство Божье грешникам без покаяния и осознания своей неправедной жизни. В работе приводится список вариативных обращений к Богу, используемых в поэме, что свидетельствует о развитой христианской традиции в древнеанглийский период, тогда как прямое наименование дьявола отсутствует.

Об авторе

А. В. Проскурина
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Проскурина Анна Вячеславовна

Новосибирск



Список литературы

1. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. 992 с.

2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Элементарные формы, 2018. 808 с.

3. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. 6-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 500 с.

4. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. 2-е изд. М.: Политиздат, 1989. 542 с.

5. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.

6. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

7. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. XXVII+244 с.

8. Армстронг К. Краткая история мифа. М.: Открытый Мир, 2005. 160 с. [

9. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Акад. проект, 2008. 555 с.

10. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: Акад. проект, 2021. 254 с.

11. Элиаде М. Трактат по истории религии. М.: Акад. проект, 2021. 394 с.

12. Элиаде М. Аспекты мифа. 7-е изд. М.: Акад. проект, 2020. 235 с.

13. Проскурин С. Г. Древнеанглийская пространственная лексика концептуализированных областей: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1990. 24 с. EDN: ZJCMEH

14. Toporov V. N. Lʼalbero universal. Ricerche semiotiche. Torino, 1973, 148–209.

15. Топоров В. Н. Исследование по этимологии и семантике. Т. 1. Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Яз. слав. культуры, 2004. 816 с. EDN: RBBZIR

16. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Акад. проект; Мир, 2012. 331 с.

17. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва, 2009. 544 с.

18. Фоссье Р. Люди Средневековья. СПб.: Евразия, 2010. 352 с.

19. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н. э.). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. 544 с.

20. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.: Academia, 2005. 208 с. Льюс К. С. Христианство. М.: АСТ, 2020. 384 с.

21. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 1008 с.

22. Армстронг К. Святой Павел. Апостол, которого мы любим ненавидеть. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 250 с.

23. Армстронг К. Поля крови: Религия и история насилия. М.: Альпина нон-фикшн, 2021, 598 с.

24. Льюс К. С. Христианство. М.: АСТ, 2020. 384 с.

25. Проскурин С. Г., Проскурина А. В. Культурные трансферы и тексты. Новосибирск: НГТУ, 2017. 176 с. EDN: ZSGHJT

26. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Азбука-Аттикус, 2021. 256 с.


Рецензия

Для цитирования:


Проскурина А.В. О феномене поста в раннехристианской англосаксонской традиции. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(5):635-653. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-635-653

For citation:


Proskurina A.V. Phenomenon of Fasting in the Early Christian Anglo-Saxon Tradition. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(5):635-653. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-635-653

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)