Драма абсурда: этапы литературоведческого осмысления в отечественной и зарубежной науке
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-626-634
Аннотация
Выявляются и систематизируются основные тенденции изучения театра абсурда и драматургии абсурда в зарубежной и отечественной науке. Понятие театр абсурда было введено в науку М. Эсслином и стало общим знаменателем, объединившим драматургическое творчество таких известных авторов, как С. Беккет, Э. Ионеско, Г. Пинтер, А. Адамов, Ж. Жене. Последователи М. Эсслина в зарубежной науке открыли несколько важных черт драматургии такого рода: алогизм, нарушения коммуникации, языковая игра (П. Пави), предложили включить театр абсурда в более широкие типологические образования: параболическую драму (М. Беннетт), символистскую драму (Дж. Стайн), метадраму (Л. Абель). В отечественной науке разработана концепция абсурда как нарушения языковых норм (О. Г. Ревзина, И. И. Ревзин), проанализированы принципы серийной событийности в пьесах обэриутов (М. Б. Ямпольский, Д. В. Токарев), выявлена метаописательная функция абсурда (Е. Клюев), создана концепция абсурда как картины мира (О. Д. Буренина-Петрова). В результате исследования сделаны следующие выводы. Постижение театра абсурда развивается как в зарубежной, так и в отечественной науке как соотношение двух полюсов: абсурд мыслится как лингвистический феномен (языковая деконструкция) или как определенный способ существования человека в мире. Большую роль в осмыслении абсурда в 1980–2000-е гг. сыграли работы философов-постструктуралистов, а также взаимодействие философского и литературоведческого подходов, определяющее принципы исторической эстетики. В современной науке дискурс театра абсурда характеризуется следующими параметрами: деконструкцией культурных кодов, актуализацией архаической сущности театра, пародированием литературных и театральных конвенций, проблематизацией связи между знаком и референтом; объектом изображения являются расщепленное сознание, нестабильность миропорядка.
Ключевые слова
Об авторе
П. Е. ЖиличевРоссия
Жиличев Павел Евгеньевич
Новосибирск
Список литературы
1. Эсслин М. Театр абсурда. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с. [Esslin M. The theatre of the absurd. St. Petersburg: Baltiiskie sezony, 2010, 528. (In Russ.)
2. Grossman M. L. Alfred Jarry and the theatre of the absurd. Educational Theatre Journal, 1967, 19(4): 473–477.
3. Brater E. The 'absurd' actor in the theatre of Samuel Beckett. Educational Theatre Journal, 1975, 27(2): 197–207.
4. Wegener A. H. The absurd in modern literature. Books Abroad, 1967, 41(2): 150–156.
5. Lieberman A. B. The well-made play and the theatre of the absurd: a study in attitude change. Sociological Inquiry, 1969, 39(1): 85–91. https://doi.org/10.1111/j.1475-682X.1969.tb00943.x
6. Oliver W. I. Between absurdity and the playwright. Educational Theatre Journal, 1963, 15(3): 224–235. https://doi. org/10.2307/3204780
7. Pattie D. Samuel Beckett. NY: Routledge, 2000, 223.
8. Zarhy-Levo Y. Dramatists under a label: Martin Esslin's The Theatre of the Absurd and Aleks Sierz' In-Yer-Face Theatre. Studies in Theatre and Performance, 2011, 31(3): 315–326.
9. Bennett M. Y. Reassessing the theatre of the absurd: Camus, Beckett, Ionesco, Genet, and Pinter. NY: Palgrave Macmillan, 2011, 179.
10. Буренина О. Д. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг, отв. ред. О. Д. Буренина. М.: Яз. слав. культуры, 2004. С. 7–75. EDN: QWHNIN
11. Стайн Дж. Сучасна драматургія в теорії та театральній практиці. Т. 2. Символізм, сюрреалізм і абсурд. Львів: Львівський національний університет імені Івана Франка, 2003. 272 с.
12. Abel L. Metatheatre: a new view of dramatic form. NY: Holmes & Meier Pub, 2003, 208.
13. Burkman K. The dramatic world of harold pinter: its basis in ritual. Columbus, Ohio: Ohio State UP, 1971, 171.
14. Deleuze G. L’épuisé. In: Beckett S. Quad et antres pieces pour la television. Paris: Éditions de Minuit, 1992, 55–106.
15. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
16. Михеева А. Н. Когда по сцене ходят носороги... Театр абсурда Эжена Ионеско. М.: Искусство, 1967. 174 с.
17. Проскурникова Т. В. Французская антидрама (50–60-е годы). М.: Высш. шк., 1968. 104 с.
18. Ревзина О. Г., Ревзин И. И. Семиотический эксперимент на сцене (Нарушение постулата нормального общения как драматургический прием). Труды по знаковым системам. Т. 5. № 284. С. 232–254.
19. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Акад. проект, 1995. 471 с.
20. Красильникова Е. Г. Русская авангардистская драма: человек отчужденный. Русская литература. 1998. № 3. С. 57–68.
21. Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: Урал. ун-т, 1999. 320 с.
22. Марков В. Ф. Истоpия русскогo футуризмa. СПб.: Aлeтейя, 2000. 432 с.
23. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 298 с.
24. Ямпольский М. Б. Беспамятство как исток (читая Хармса). М.: НЛО, 1998. 384 с.
25. Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда ХХ века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 1999. 39 с.
26. Токарев Д. В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: НЛО, 2002. 336 с.
27. Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда. Т. 1. Классика. Вологда, 2001. 87 с. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/090/index.htm (accessed 12 Mar 2019).
28. Клюев Е. В. Теория литературы абсурда. М.: УРАО, 2000. 104 с.
29. Буренина-Петрова О. Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века. СПб.: Алетейя, 2014. 332 c.
30. Абсурд в коммуникациях, или Общение без понимания, ред. Е. С. Никитина. М.: ЛЕНАНД, 2018. 160 с.
31. Абсурд в языке и коммуникации, отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2020. 283 с. EDN: GZAJKV
32. Бушев А. Б. Риторический прием «сведение к абсурду» и модели абсурда в литературе. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-1. С. 109–111. EDN: FCOVAZ
33. Петрачкова И. М. Своеобразие онимических средств в драматургических текстах театра абсурда Дмитрия Липскерова. Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2021. № 1. С. 64–76. EDN: QBKQXH
34. Михальков Г. М. Коммуникативный абсурд как реальная абсурдная ситуация. Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 2-1. С. 74–77. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.56.110
35. Доценко Е. Г. Абсурд как проявление театральной условности. Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2004. № 33. С. 97–112.
36. Гревцев М. С. Феномен абсурда в драматургических текстах разноязычных культур: когнио-лингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2007. 25 с. EDN: ZNNMQP
37. Голованева М. А. Деструктуризация как механизм создания абсурда в русской драме абсурда конца XX века (коммуникативно-когнитивный аспект). Гуманитарные исследования. 2021. № 2. С. 26–30. https://doi. org/10.21672/1818-4936-2021-78-2-026-030
38. Соколова Е. В. Игровые концепции в драматургии эпохи модернизма. Метадрама: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009. 23 c. EDN: NLBOOV
39. Зырянова О. Н. Поэтика абсурда в русской драме второй половины XX – начала XXI вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2010. 22 c. EDN: QGYLSJ
40. Меркушов С. Ф. Репрезентация абсурда в русской литературе конца XX – начала XXI в.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Тверь, 2020. 45 с.
Рецензия
Для цитирования:
Жиличев П.Е. Драма абсурда: этапы литературоведческого осмысления в отечественной и зарубежной науке. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(5):626-634. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-626-634
For citation:
Zhilichev P.E. Absurdist Drama and Its Academical Reception in Russian and Western Literary Criticism. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(5):626-634. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-5-626-634