Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности проявления виктимности подростков из семей мигрантов стран Центральной Азии и Закавказья

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-525-532

Аннотация

Цель – определить особенности проявления виктимности подростков из семей мигрантов стран Центральной Азии и Закавказья. Анализ работ, посвященных психологическим особенностям народов Центральной Азии и Закавказья, позволил установить их общие черты – семейственность, патриархальность и т. д., но не специфику виктимного поведения подростков. Методы: Методика исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), Опросник ролевой виктимности (М. А. Одинцова), методы вариационной статистики, корреляционный анализ. Выборка – 122 подростка, обучающихся в школах ХМАО-Югры, из семей мигрантов: 60 – Закавказья, 62 – Центральной Азии. Подростки стран Закавказья более склонны к агрессивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению, Центральной Азии – к некритичному и реализованному типу виктимного поведения. Для подростков из стран Закавказья характерна реализация игровой роли жертвы, для подростков из Центральной Азии – социальной роли жертвы. Для виктимного профиля подростков из Закавказья характерна прямая взаимосвязь между склонностью к реализации игровой роли жертвы и активному виктимному поведению; прямая взаимосвязь между склонностью к реализации игровой роли жертвы и агрессивному типу виктимного поведения; обратная взаимосвязь между социальной ролевой виктимностью и пассивным типом виктимного поведения. У подростков из Центральной Азии обнаружена статистическая значимость взаимосвязей между социальной ролью жертвы и пассивным типом виктимости; кроме того, выявлена обратная взаимосвязь между социальной ролью жертвы и склонностью к активному типу виктимного поведения. 

Об авторах

А. В. Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Санкт-Петербург



И. У. Кайипбекова
Нижневартовский государственный университет
Россия

Нижневартовск



Список литературы

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2019. 460 с.

2. Снегирева Т. В., Близнецова О. И. Возрастной аспект формирования способности к целеполаганию в контексте компетентностного подхода. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015. № 2. С. 63–81.

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.; Воронеж: МПСУ; МОДЭК, 2001. 352 с.

4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

5. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Университетская книга, 1996. 592 с.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Акад. проект, 1999. 320 с.

7. Венгер А. Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям. Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 25–33.

8. Di Nicola V. F. Beyond Babel: family therapy as cultural translation. International Journal of Family Psychiatry, 1986, 7(2): 179–191.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 240 с.

10. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.

11. Андронникова О. О. Феномен социально-психологической депривации личности как основа виктимизации. Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 130–135.

12. Андронникова О. О. Психологическая модель генезиса индивидуальной виктимизации: детский, подростковый и юношеский возраст. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 55–64. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-6

13. Кайипбекова И. У., Гагай В. В. Жизнестойкость как основание преодоления трудных жизненных ситуаций подростками из семей мигрантов. Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN221.pdf (accessed 11 May 2022).

14. Portes A., Zhou M. The new second generation: segmented assimilation and its variants. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 1993, 530(1): 74–96.

15. Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Берри Дж. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте. Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 92–104.

16. Hagendoorn L., Drogendijk R., Tumanov S., Hraba J. Inter-ethnic preferences and ethnic hierarchies in the former Soviet Union. International Journal of Intercultural Relations, 1998, 22(4): 483–503. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(98)00020-0

17. Дубров Д. И. Идеологии межгрупповых отношений и генерализованные предубеждения россиян в отношении мигрантов. Социальная психология личности и акмеология: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 19–20 октября 2017 г.). М.: Перо, 2017. С. 72–78.

18. Montreuil A., Bourhis R. Y. Majority acculturation orientations toward "valued" and "devalued" immigrants. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2001, 32(6): 698–719. https://doi.org/10.1177/0022022101032006004

19. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 386 с.

20. Гулиев Г. Архетипичные азери: лики менталитета. Баку: Ени несил, 2002. 354 с.

21. Морева Г. И., Курдоглян Г. М. Особенности национального самосознания армян, проживающих в России и в Армении. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 67–84. https://doi.org/10.17759/sps.2019100305

22. Погосян Г. А. Армянское общество в трансформации. Ереван: Лусабац, 2003. 459 с.

23. Назаров А., Авезов О. Формирование узбекского этноса. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 2. C. 119–124.

24. Мишина М. М., Воробьева К. А. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению: на примере российских и узбекских подростков. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 4. C. 117–139. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-4-117-139

25. Урунова Х. У. Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2015. № 3. С. 42–47.

26. Андронникова О. О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2014. № 7. С. 34–40.

27. Одинцова М. А. Типы поведения жертвы: диагностика ролевой виктимности. Самара: Бахрах-М, 2013. 160 с.

28. Благинин А. А., Торчило В. В. Математические методы в психологии и педагогике. СПб.: ЛГУ им. A. C. Пушкина, 2006. 84 с.


Рецензия

Для цитирования:


Микляева А.В., Кайипбекова И.У. Особенности проявления виктимности подростков из семей мигрантов стран Центральной Азии и Закавказья. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(4):525-532. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-525-532

For citation:


Miklyaeva A.V., Kaiipbekova I.U. Victimization in Young Migrants from Central Asia and Transcaucasia. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4):525-532. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-525-532

Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)