Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Разработка и психометрический анализ опросника социально-эмоциональной компетентности личности (QSECP)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-493-503

Аннотация

Проблема компетентности является предметом исследования зарубежной и отечественной психологической, педагогической, социологической литературы. Особое внимание многие авторы уделяют рассмотрению социальной, эмоциональной и социально-эмоциональной компетентностям личности, которые считаются ключевыми для достижения успехов в различных видах деятельности. Если экспериментальные психологические исследования социальной и эмоциональной компетентностей личности обеспечены необходимыми психодиагностическими методиками, то для диагностики социально-эмоциональной компетентности такой инструментарий в настоящее время отсутствует. Статья посвящена проблеме диагностики социально-эмоциональной компетентности. В исследовании отражены результаты разработки и психометрического анализа психодиагностического инструментария, позволяющего экспериментально тестировать социально-эмоциональную компетентность и ее структурные характеристики. В процессе разработки предварительного варианта опросника социально-эмоциональной компетентности личности используется методология Item Response Theory, которая предоставляет возможность оценить опросник с точки зрения тестовых заданий, используемых для проектирования содержания теста. Выбранные 6 направлений структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности являются компетенциями, позволяющими измерить и описать эту характеристику личности человека. Исследование уровня сформированности социально-эмоциональной компетентности личности в разрезе шкал опросника позволяет установить, какие структурные характеристики социально-эмоциональной компетентности более выражены и насколько они являются эффективными в жизни и деятельности человека, а какие из них нуждаются в улучшении (корректировке). Дальнейший психометрический анализ позволяет определить валидность и надежность опросника, а также установить основной перечень вопросов, отражающих содержание структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности. Результаты могут быть использованы в дальнейших психологических, педагогических и социологических исследованиях актуальных проблем формирования социально-эмоциональной компетентности личности. Опросник необходим для дальнейшего изучения структуры социально-эмоциональной компетентности, механизмов ее формирования и повышения эффективности людей в различных сферах деятельности. Отдельный интерес представляет дальнейшее изучение формирования структуры социально-эмоциональной компетентности в зависимости от содержания различных видов деятельности и индивидуально-психологических особенностей человека. 

Об авторах

А. А. Вихман
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Пермь



Н. А. Галюк
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Новосибирск



И. В. Горбунова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Екатеринбург



В. Л. Катков
Институт политических коммуникаций
Россия

Пермь



Б. М. Чарный
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Пермь



Список литературы

1. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

2. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge: M.I.T. Press, 1965, 251.

3. White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review, 1959, 66(5): 279–333. https://doi.org/10.1037/h0040934

4. Варецкая Е. В. Технологии медиаобразования и критического мышления как средства развития социальной компетентности учителя начальной школы в последипломном образовательном процессе. Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве, под ред. С. В. Венедиктова. Могилев: Институт МВД, 2016. С. 54‒63.

5. Комеда-Лутц М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами. Харьков: Гуманитарный центр, 2018. 216 с.

6. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality, 1990, 9(3): 185−211. https://dx.doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG

7. Сергиенко Е. А., Марцинковская Т. Д., Изотова Е. И., Лебедева Е. И., Уланова А. Ю., Дубовская Е. М. Социальноэмоциональное развитие детей: теоретические основы. М.: Дрофа, 2019. 245 с.

8. Collie R. J. The development of social and emotional competence at school: an integrated model. International Journal of Behavioral Development, 2020, 44(1): 76–87.

9. Kennedy A. S. Promoting the social competence of each and every child in inclusive early childhood classrooms. Early Childhood Education, ed. Farland-Smith D. London: IntechOpen, 2018, 216. https://doi.org/10.5772/INTECHOPEN.80858

10. Фатыхова А. Л. Формирование социально-перцептивной компетентности социальных педагогов в процессе обучения в вузе: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 332 с.

11. Argyle M. Social interaction. London: Methuen, 1969, 504.

12. Ewart C. K., Jorgensen R. S., Suchday S., Chen E., Matthews K. A. Measuring stress resilience and coping in vulnerable youth. The social competence interview. Psychological Assessment, 2002, 14(3): 339–352. https://doi.org/10.1037/1040-3590.14.3.339

13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Астрель, 2011. 478 с.

14. Французова О. Е. Эмоциональная компетентность как фактор профессиональной успешности будущих дефектологов. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 3. С. 114–117.

15. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of Emotional Intelligence. Handbook of Intelligence, ed. Sternberg R. J. Cambridge: University Press, 2000, 396–420.

16. Юсупов И. М., Юсупова Г. В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 85–87.

17. Горбунова И. В. Контент-анализ структуры эмоциональной компетентности. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2021. № 2. С. 238–243.

18. Горбунова И. В. Структура социальной компетентности личности, социально-эмоциональная компетентность личности. Образование личности. 2021. № 3-4. С. 41–46.

19. Горбунова И. В., Катков В. Л. Структура социально-эмоциональной компетентности человека в контексте развития его личности. Развитие человека в современном мире. 2021. № 4. С. 54–67.

20. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Психологическая мысль в философско-публицистических произведениях российских просветителей начала XIX в. Системная психология и социология. 2018. № 4. С. 84–99.

21. Матвеева Л. Г., Тарасова Е. В. Диагностика эмоционального интеллекта на основе процедуры ассессмент-центра. Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 4. С. 63–70.

22. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCETT V. 2.0). М.: ИП РАН, 2010. 175 с.

23. McClelland D. C. Testing for competence rather than for "intelligence". American Psychologist, 1973. 28(1): 1–14. https://doi.org/10.1037/H0034092

24. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Кн. 2. 295 с.

25. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994. 284 с.

26. Пушкарева Т. Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 135–140.

27. Чеховский И. В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 145–155.

28. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников. Молодой ученый. 2016. № 3. С. 802–805.

29. Cattell R. B. The Description and measurement of personality. Oxford: World Book Company, 1994, 602.

30. Пациорковский В. В., Пациорковская В. В. SPSS для социологов. М.: ИСЭПН РАН, 2005. 432 с.

31. Родионов А. В., Братищенко В. В. Применение IRT-моделей для анализа результатов обучения в рамках компетентностного подхода. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 150–161.

32. Никитин Я. Ю. Асимптотическая эффективность непараметрических критериев. М.: Наука, 1995. 238 с.

33. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

34. Cronbach L. J. Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 1951, 16(3): 297–334. https://doi.org/10.1007/BF02310555

35. Cortina J. M. What is coefficient alpha? An examination of theory and practice. Journal of Applied Psychology, 1993, 78(1): 98–104.

36. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. 318 с.


Рецензия

Для цитирования:


Вихман А.А., Галюк Н.А., Горбунова И.В., Катков В.Л., Чарный Б.М. Разработка и психометрический анализ опросника социально-эмоциональной компетентности личности (QSECP). Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(4):493-503. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-493-503

For citation:


Vikhman A.A., Galyuk N.A., Gorbunova I.V., Katkov V.L., Charny B.M. Development and Psychometric Analysis of a Questionnaire of Social-Emotional Competence of the Personality (QSECP). The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4):493-503. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-493-503

Просмотров: 423


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)