Психологические индикаторы жизненной позиции студентов
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-462-471
Аннотация
Цель – анализ параметров жизненной позиции студентов и выявление ее психологических индикаторов. Достижение цели предполагает теоретико-эмпирическое изучение специфики заявленных конструктов с опорой на отечественные и зарубежные теории и концепции, валидные и надежные методические инструменты. Представлен теоретико-эмпирический анализ феномена жизненной позиции личности. Рассмотрена сущность, структура и генез жизненной позиции. Систематизированы объективные и субъективные детерминанты жизненной позиции, определяющие ее вектор. Выявлено соотношение структурных компонентов жизненной позиции (гармонии, осознанности, активности) у студентов. Обнаружено преобладание тенденции снижения показателей гармонии с увеличением активности и осознанности жизненных процессов. Экспериментально исследована специфика психологических индикаторов системы жизненных отношений студенческой молодежи. Установлены статистически значимые связи между параметрами жизненной позиции и психологическими границами, элементами Я-концепции, когнитивными личностными конструктами и метакогнитивными процессами. Анализ соотношения параметров жизненной позиции с психологическими индикаторами выявил значимость самоэффективности, толерантности к неопределенности, аналитичности–холистичности в восприятии и осмыслении реальности, преобладание интерсубъектных аспектов Я-конструктов. Константность вектора личностных и жизненных трансформаций в период поздней юности определяется интолерантностью к неопределенности, межличностной интолерантностью, ощущением низкой самоэффективности, зависимостью от значимых и родных лиц, приоритетом интеракционизма и контекстностью объяснения происходящих процессов, несбалансированностью и неоптимальностью психологических границ, ограничением контактов.
Список литературы
1. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
2. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
3. Бредун Е. В., Щеглова Э. А., Смешко Е. В., Шмер Т. А. Диагностические возможности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления». Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 174–190. https://doi.org/10.17223/17267080/82/10
4. Мочалов К. С. Проблема трансформации временных измерений: опыт прошлого в формировании будущего. Настоящее как основа временных преобразований. Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 307–310.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
6. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Aleteiia, 2001. 304 с.
7. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. М.: ИП РАН, 2006. 621 с.
8. Джамирзе Н. К. К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества. Мир психологии. 2005. № 3. С. 74–79.
9. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Введение в трансспективный анализ. Томск: ТГУ, 2005. 174 с.
10. Некрасова Е. В. Жизненный мир человека как предмет психологического исследования. Сибирский психологический журнал. 2004. № 19. С. 18–23.
11. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 144 c.
12. Адлер А. О стремлении к превосходству. СПб.: Астер-Х, 2017. 40 c.
13. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992. 224 с.
14. Гулдинг М. М., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения. М.: Класс, 1997. 288 с.
15. Харрис Т. Э. Я – О'Кей, ты – О'Кей. М.: Акад. проект, 2019. 255 с.
16. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: ПраймЕврознак, 2008. 704 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
18. Маркин В. Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения. Мир психологии. 2005. № 4. С. 45–50.
19. Бабулина Л. В. Развитие жизненной позиции личности. Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 8. С. 152–173.
20. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1986. 102 с.
21. Дарвиш О. Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 362–370.
22. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни. Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 79–106. https://doi.org/10.17223/17267080/71/5
23. Трубникова Н. И. Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 246–249.
24. Фоминых Е. С. Жизненная позиция и психологические границы личности: взаимосвязь и специфика функционирования в юности. Пензенский психологический вестник. 2020. № 2. С. 3–13. https://doi.org/10.17689/psy-2020.2.1
25. Леонтьев Д. А., Шильманская А. Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 90–100.
26. Любачевская Е. А. Теоретические основы исследования жизненных позиций личности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2013. № 2. С. 174–177.
27. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002, 416 с.
28. Берсенева Т. Н. Гармония как субъективный феномен. Аналитика культурологии. 2009. № 15. С. 80–87.
29. Каширина Л. В., Новикова К. В. Внутренняя гармония как фактор устойчивости к стрессу. Психология в экономике и управлении. 2016. Т. 8. № 1-2. С. 51–59. https://doi.org/10.17150/2225-7845.2016.8(1-2).51-59
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
31. Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
32. Леви Т. С. Методика диагностики психологической границы личности. Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 131–146.
33. Дорошева Е. А., Князев Г. Г., Корниенко О. С. Валидизация русскоязычных версий двух опросников Я-концепции. Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 99–112.
34. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77.
35. Апанович В. В., Знаков В. В., Александров Ю. И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке. Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80–96.
36. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера. Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 92–110.
37. Шаповал И. А., Фоминых Е. С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья. Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 13–27. https://doi.org/10.17759/cpse.2018070102
Рецензия
Для цитирования:
Фоминых Е.С. Психологические индикаторы жизненной позиции студентов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(4):462-471. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-462-471
For citation:
Fominykh E.S. Psychological Indicators of Attitudes in University Students. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4):462-471. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-462-471