Универсалия гуманность в русской лингвокультуре
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-255-265
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью лингвистического анализа важнейших структурообразующих компонентов этического мировоззрения, а также углубления научных знаний о связи языка и этноисторического сознания русского народа. Цель статьи – рассмотреть динамику содержания универсалии гуманность в русской лингвокультуре. Исследование проводится на репрезентативном материале исторических словарей русского языка, древнерусского и старорусского корпусов, современных текстов, размещенных в НКРЯ. Кроме того, привлекаются данные когнитивного эксперимента, которые позволяют получить представление о содержании культурной универсалии гуманность в языковом сознании молодежи. Это позволило не только рассмотреть динамику понятийных признаков универсалии гуманность в русской лингвокультуре, но и выявить ее неизменную аксиологическую составляющую. Установлено, что на содержание культурной универсалии гуманность большое влияние оказали христианская (православная) традиция, западноевропейские социокультурные установки и идеология советской эпохи. Выявлено, что лексема гуманность была заимствована в русский язык в первой трети XIX в. из европейских языков как семантический синоним слова человеколюбие. В текстах древне- и старорусского языка представлено достаточно большое число лексем, называющих различные практические проявления человеколюбия: благостыня, благосердие, благодетельство, благоутробие, милосердие, милость и др. На этапе лексического освоения слово гуманность означало, как и в западноевропейских странах, позитивное качество образованных людей. В советский период феномен гуманности стал осмысливаться как бескорыстная помощь неопределенному множеству бедных и угнетенных, как благорасположенность ко всем трудящимся и непримиримая борьба с врагами. В современной русской лингвокультуре и языковом сознании студенческой молодежи гуманность ассоциируется прежде всего с такими аксиологическими доминантами, как доброта, сострадательность и любовь к ближнему, уважение и бережное отношение ко всему живому.
Об авторах
О. В. ФельдеРоссия
Красноярск
Е. А. Бирюлина
Россия
Красноярск
Список литературы
1. Гусейнов А. А. О человечестве и человечности. Ведомости прикладной этики. 2016. № 49. С. 137–150.
2. Гафуров М. А. Идея человечности и ее социокультурные основания. Уфа: БашГУ, 2010. 118 с.
3. Ефимов В. Ф., Никольский Е. В. Типология современного гуманизма: противостояние антропоцентрических и теоцентрических тенденций. Вестник Днепропетровского университета им. Альфреда Нобеля. Серия: Филологические науки. 2012. № 2. С. 45–62.
4. Петрихин А. В. Логико-проблемный анализ соотношения понятий «гуманность», «человечность», «гуманизм». Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2010. № 1. С. 177–181.
5. Швачкина Л. А. Идея гуманности в христианстве: истоки и сущность. Вестник Майкопсого государственного технологического университета. 2011. № 1. С. 89–96.
6. Епифанцева Н. Г. Немецкий классический гуманизм эпохи Вильгельма и Александра фон Гумбольдтов. Вильгельм фон Гумбольдт и его наследие: классика и современность, отв. ред. Г. Т. Хухуни. М.: МГОУ, 2017. С. 70–75.
7. Григорян Т. В. О соотношении категорий «гуманность» и «гуманизм». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1-1. С. 41–43.
8. Lewis C. S. Mere Christianity. Chicago: SGP, 1990, 217.
9. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.
10. Соловьев В. С. Кризис западной философии. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 24–122.
11. Соловьев В. С. Три силы. Соловьев В. С. Смысл любви: Избр. произведения. М.: Современник, 1991. С. 28–40.
12. Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма (к 50-летию дня смерти Достоевского). О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг., сост. В. М. Борисов, А. Б. Рогинский. М.: Книга, 1990. С. 391–397.
13. Пастушкова О. В. Русский гуманизм: традиции и перспективы развития. Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 6. С. 77–80.
14. Баранов С. Т. Духовность и гуманность. Вестник СевКавГТИ. 2014. № 18. С. 57–60.
15. Хохлова Е. В., Белобрыкина О. А. Особенности представлений подростков о героизме. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 1. С. 75–93.
16. Замалеев А. Ф. Идеи гуманизма и свободомыслия в «Поучении» Владимира Мономаха. Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.: Наука, 1987. С. 122–136.
17. Колесов В. В. Ненависть и милосердие. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 275–281.
18. Никитина М. Ю. Концептуализация милосердия: общеязыковой и идиостилевой аспекты: речевые реализации в синхронии и диахронии: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2014. 24 с.
19. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
20. Петросян М. И. Социалистическая гуманность. Вопросы философии. 1955. № 3. С. 45–58.
21. Рзаева Г. Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1997. 199 с.
22. Аксенов И. Г. Трансгуманизм как проблема философской и религиозной антропологии: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2016. 197 с.
23. Мельник Н. В., Язева Е. Е. Образ Кузбасса в представлении телеутов – малочисленного коренного народа Кемеровской области (на материале сочинений школьников села Беково). Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: мат-лы III Междунар. науч. конф. (Донецк, 25 октября 2018 г.) Донецк: ДонНУ, 2018. Т. 5. С. 17–20.
24. Дзюба Е. В., Еремина С. А., Суетина А. И. Экспериментальное исследование формирования образа России в образовательном дискурсе. Дзюба Е. В., Еремина С. А., Миков В. Ю., Пирожкова И. С., Суетина А. И., Томберг О. В. Образ России в международном образовательном дискурсе: лингвокогнитивный и лингводидактический аспекты. Екатеринбург: УрГПУ, 2019. С. 19–44.
25. Акинбаев Е. М., Бейшенбиева Г. Дж. Оценка знаний студентов о гуманности и особенности его воспитания в высшем медицинском образовательном учреждении. Вестник КГМА им. И. К. Ахунбаева. 2015. № 3. С. 13–15.
26. Голев Н. Д. Вариативность метаязыкового сознания студентов-филологов и научный плюрализм (антиномический анализ проблемы). Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты, отв. ред. Н. Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2012. Ч. IV. С. 306–330.
27. Нагаева К. Э. Терпение, терпимость, толерантность в русской языковой картине мира. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 12. С. 186–196.
28. Шамсутдинова Е. Ю. Толерантность как коммуникативная категория (лингвистический и лингводидактичекский аспект): дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 261 с.
Рецензия
Для цитирования:
Фельде О.В., Бирюлина Е.А. Универсалия гуманность в русской лингвокультуре. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(2):255-265. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-255-265
For citation:
Felde O.V., Biryulina E.A. Humanity as a Universal of Russian Linguistic Culture. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(2):255-265. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-255-265