Когнитивно-дискурсивное моделирование процессов языковой номинации
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-186-193
Аннотация
Вопрос о том, «как можно делать новые слова» (Л. В. Щерба), не имеет решения с позиций системноструктурной лингвистики, поскольку ее методология стремится максимально дистанцироваться от человеческого фактора и деятельности человека. В этой связи во вводной части статьи проводится анализ двух дериватологических концепций – Г. С. Зенкова, яркого представителя структурного направления в языкознании из Кыргызстана, и Л. А. Араевой, основателя Кемеровской дериватологической школы, отличием которой является антропоцентрическая направленность. В основной части статьи описываются процессы переработки знания и закрепления их способами морфемной, семантической и синтаксической деривации. Проводится мысль о том, что национально-культурный компонент в лексическом значении мотивированных слов, создаваемых путем морфемной и семантической деривации, закладывается и формируется в условиях типизированной когнитивно-дискурсивной ситуации, что обнаруживается при рассмотрении ее с позиций других языков. Язык возникает, развивается и функционирует по меркам не абстрактного человека, а конкретного, причем с учетом национально-культурного, ландшафтного и хозяйственного пространства, в котором исторически формируется этнос. Следовательно, процессы создания новых слов не могут изучаться абстрактно и формально, а должны рассматриваться как ответ на запросы и вызовы конкретного этнического коллектива.
Об авторе
М. Д. ТагаевКыргызстан
Бишкек
Список литературы
1. Зенков Г. С. Вопросы теории словообразования. Фрунзе: Б. и., 1969. 165 с.
2. Зенков Г. С. Принципы организации словообразовательных элементов в систему и возможности ее описания. Бишкек: КРСУ, 2004. 346 с.
3. Карасик В. И. Биосоциальная сущность языка в лингвокультурологическом аспекта. Когнитивная лингвистика и концептуальные исследования, отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: КемГУ, 2012. Вып. 17. С. 25–37.
4. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
5. Араева Л. А. Аргументация языковых фактов в аспекте антропоцентрической парадигмы. Лингвистика как форма жизни, под ред. П. А. Катышева, Т. В. Артёмовой. М.: Ленанд, 2015. Вып. 3. С. 21–46.
6. Араева Л. А. Словообразовательный тип. М.: Либроком, 2009. 272 с.
7. Кравченко А. В. Язык и восприятие: когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск: ИГУ, 1996. 160 с.
8. Степанов Ю. С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразований. Общая лингвистика, под ред. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс, 1974. С. 5–16.
9. Маслова В. А., Пименова М. В. Коды лингвокультуры. М.: Флинта; Наука, 2016. 180 с.
10. Сабитова З. К. Новые лингвистические направления ХХ–ХХI вв. Język i metoda. 2012. № 1. С. 347–360.
11. Щербакова Н. Н. Семантическое словообразование как лингвистическая проблема. Омский научный вестник. 2006. № 1. С. 215–220.
12. Тагаев М. Дж. Морфемно-словообразовательный словарь как тип когнитивно-дискурсивного описания функционирования неродного языка. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Филология. 2004. Т. 17. № 1. С. 44–51.
13. Тагаев М. Дж. Полипарадигмальное описание морфемики и словообразования (на материале русского и киргизского языков). Бишкек: КРСУ, 2004. 282 с.
14. Бутакова Л. О. Природа семантической деривации: когнитивный аспект. Семантическая деривация и ее взаимодействие с морфемной, ред. Б. И. Осипов. Омск: ОмГУ, 2003. С. 20–35.
15. Тагаев М. Дж. Морфемно-словообразовательная концептосфера как дискурсивно-семантическое поле смыслопорождения. Весн. Віцеб. дзярж. ун-та. 2004. № 4. С. 64–69.
16. Языковая картина мира телеутов, науч. ред. Л. А. Араева; отв. ред. А. В. Проскурина. 2-е изд., испр. и доп. Кемерово: КемГУ, 2018. 280 с.
17. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
18. Голев Н. Д. Словообразование как эволютивный процесс. Русский язык в школе. 2010. № 12. С. 39–44.
19. Крушевский Н. В. Очерк науки о языке. Хрестоматия по истории русского языкознания, сост. Ф. М. Березин, под ред. Ф. П. Филина. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1977. С. 382–398.
20. Плахотная Ю. И. Ассоциация как механизм когнитивной деятельности в формировании концептуальной картины мира. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 2. С. 541–550. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-541-550
21. Небжеговска-Бартминьска С. Стереотипы и ценности в языковой картине мира. Текст в языке, речи, культуре. Мн.: РИВШ, 2017. С. 215–233.
22. Кубрякова Е. С. Размышления об аналогии. Сущность, развитие и функции языка, отв. ред. Г. В. Степанов. М.: Наука, 1987. С. 43–51.
23. Камбаралиева У. Д., Стернин И. А. Русское и киргизское коммуникативное поведение. Воронеж: Ритм, 2021. 216 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тагаев М.Д. Когнитивно-дискурсивное моделирование процессов языковой номинации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(2):186-193. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-186-193
For citation:
Tagaev M.D. Cognitive-Discursive Modeling of Language Nomination. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(2):186-193. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-186-193