Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки способов наиболее эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. Предполагается, что активность в использовании цифровых технологий при обучении связана с особенностью процесса социализации субъектов образовательного процесса. Цель – определить специфику социализации обучающихся, педагогов, преподавателей вузов в условиях цифровой образовательной среды. Анализ процесса социализации проводится в разрезе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоу. Выявлена специфика социализации поколения Z, заключающаяся в восприятии и накоплении новой информации через призму цифрового пространства как компонента культуры. Указанная специфика имеет существенное значение при обучении и воспитании детей и подростков поколения Z, так как цифровое пространство в данном случае наделено ценностями и смыслами, а следовательно и информация, заключенная в нем, приобретает ценностный компонент. Различия в восприятии представителями разных поколений современных технологий и возможностей их эффективного использования определяют возникновение феномена цифрового разрыва. Выделены два принципиально важных направления в исследовании социализации обучающихся поколения Z, а также педагогических кадров иных поколений в условиях цифровизации образования: 1) создание условий и активизации процесса социализации в цифровой образовательной среде педагогов / преподавателей старшего поколения; 2) сокращение цифрового разрыва между ними и поколением Z за счет организации целенаправленной активной коммуникации в цифровой образовательной среде при решении педагогических задач. 

Об авторах

Е. А. Романова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

г. Москва



Е. Ю. Брель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

г. Москва



Список литературы

1. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 23–28.

2. Носкова Т. Н., Фомин В. В., Павлова Т. Б., Куликова С. С., Яковлева О. В., Осочкин А. А., Тербушева Е. А. Методологические основания комплексного внедрения интеллектуальных информационных технологий в цифровой образовательной среде. Интеллектуальные технологии в цифровой среде университета, ред. Т. Н. Носкова. СПб.: Астерион, 2020. С. 106–236.

3. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308

4. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2018. 375 с.

5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 50–60. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205

6. Марголис А. А. Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. С. 5–39. https://doi.org/10.17759/pse.2021260301

7. Седых Е. П., Кутанов В. А. Об используемых подходах в образовании. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4. С. 86–98. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-77-86-98

8. Павлова Т. Б. Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 6. С. 1081–1086. https://doi.org/10.30853/ped20210138

9. Баклашова Т. А. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136–140. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.23

10. Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза. Перспективы науки и образования. 2021. № 5. С. 154–177. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.11

11. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе. Перспективы науки и образования. 2021. № 4. С. 94–107. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.6

12. Панкратова О. П., Конопко Е. А. Повышение квалификации педагогических кадров в условиях цифрового разрыва. Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. Т. 8. № 3. С. 49–55. https://doi.org/10.12737/1998-1740-2020-49-55

13. Кузьмина Е. С. Влияние виртуального пространства на поколение Z. Социальная реальность виртуального пространства: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 21 сентября 2020 г.) Иркутск: ИГУ, 2020. С. 37–40.

14. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108–120. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120

15. Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации. Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2020. № 4. С. 103–115. https://doi.org/10.17586/2587-8557-2020-4-103-115

16. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка «Цифровой разрыв»). Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158–164. https://doi.org/10.31857/S013216250009459-7

17. Глухов А. П., Стаховская Ю. М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 148–155. https://doi.org/10.17223/1998863X/59/14

18. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 с.

19. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии, под. ред. Т. Д. Марцинковской. М.-Обнинск: Социальные науки, 2010. 284 с.

20. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

21. Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: the moderating role of parents and peers. Computers in Human Behavior. 2014, 33: 235–241. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.007

22. Солдатова Г. У., Олькина О. И. Кому мне открыться? Друг, виртуальный друг и знакомый: в чем между ними разница? Дети в информационном обществе. 2016. № 22. С. 28–35.

23. Щербина Е. Ю., Кислов А. Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва. Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 49–59. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10105

24. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

25. Минюрова С. А., Басюк В. С., Брель Е. Ю., Воробьева И. В., Кружкова О. В., Матвеева А. И. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований. Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 153–173. https://doi.org/10.17223/17267080/82/9


Рецензия

Для цитирования:


Романова Е.А., Брель Е.Ю. К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):92-98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

For citation:


Romanova E.A., Brel E.Yu. Socialization of Students and Teachers in the Digital Educational Environment in the Context of the Theory of Generations. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)