К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки способов наиболее эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. Предполагается, что активность в использовании цифровых технологий при обучении связана с особенностью процесса социализации субъектов образовательного процесса. Цель – определить специфику социализации обучающихся, педагогов, преподавателей вузов в условиях цифровой образовательной среды. Анализ процесса социализации проводится в разрезе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоу. Выявлена специфика социализации поколения Z, заключающаяся в восприятии и накоплении новой информации через призму цифрового пространства как компонента культуры. Указанная специфика имеет существенное значение при обучении и воспитании детей и подростков поколения Z, так как цифровое пространство в данном случае наделено ценностями и смыслами, а следовательно и информация, заключенная в нем, приобретает ценностный компонент. Различия в восприятии представителями разных поколений современных технологий и возможностей их эффективного использования определяют возникновение феномена цифрового разрыва. Выделены два принципиально важных направления в исследовании социализации обучающихся поколения Z, а также педагогических кадров иных поколений в условиях цифровизации образования: 1) создание условий и активизации процесса социализации в цифровой образовательной среде педагогов / преподавателей старшего поколения; 2) сокращение цифрового разрыва между ними и поколением Z за счет организации целенаправленной активной коммуникации в цифровой образовательной среде при решении педагогических задач.
Об авторах
Е. А. РомановаРоссия
г. Москва
Е. Ю. Брель
Россия
г. Москва
Список литературы
1. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 23–28.
2. Носкова Т. Н., Фомин В. В., Павлова Т. Б., Куликова С. С., Яковлева О. В., Осочкин А. А., Тербушева Е. А. Методологические основания комплексного внедрения интеллектуальных информационных технологий в цифровой образовательной среде. Интеллектуальные технологии в цифровой среде университета, ред. Т. Н. Носкова. СПб.: Астерион, 2020. С. 106–236.
3. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
4. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2018. 375 с.
5. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. Национальный психологический журнал. 2016. № 2. С. 50–60. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205
6. Марголис А. А. Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. С. 5–39. https://doi.org/10.17759/pse.2021260301
7. Седых Е. П., Кутанов В. А. Об используемых подходах в образовании. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4. С. 86–98. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-77-86-98
8. Павлова Т. Б. Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 6. С. 1081–1086. https://doi.org/10.30853/ped20210138
9. Баклашова Т. А. Педагогическое образование в период пандемии COVID-19: объединяя теорию и практику. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 136–140. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.23
10. Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза. Перспективы науки и образования. 2021. № 5. С. 154–177. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.11
11. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Изучение отношения студентов педагогических направлений подготовки к цифровой трансформации в вузе. Перспективы науки и образования. 2021. № 4. С. 94–107. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.6
12. Панкратова О. П., Конопко Е. А. Повышение квалификации педагогических кадров в условиях цифрового разрыва. Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. Т. 8. № 3. С. 49–55. https://doi.org/10.12737/1998-1740-2020-49-55
13. Кузьмина Е. С. Влияние виртуального пространства на поколение Z. Социальная реальность виртуального пространства: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 21 сентября 2020 г.) Иркутск: ИГУ, 2020. С. 37–40.
14. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108–120. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120
15. Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации. Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2020. № 4. С. 103–115. https://doi.org/10.17586/2587-8557-2020-4-103-115
16. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка «Цифровой разрыв»). Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158–164. https://doi.org/10.31857/S013216250009459-7
17. Глухов А. П., Стаховская Ю. М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 148–155. https://doi.org/10.17223/1998863X/59/14
18. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 с.
19. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии, под. ред. Т. Д. Марцинковской. М.-Обнинск: Социальные науки, 2010. 284 с.
20. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
21. Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: the moderating role of parents and peers. Computers in Human Behavior. 2014, 33: 235–241. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.007
22. Солдатова Г. У., Олькина О. И. Кому мне открыться? Друг, виртуальный друг и знакомый: в чем между ними разница? Дети в информационном обществе. 2016. № 22. С. 28–35.
23. Щербина Е. Ю., Кислов А. Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва. Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 49–59. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10105
24. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
25. Минюрова С. А., Басюк В. С., Брель Е. Ю., Воробьева И. В., Кружкова О. В., Матвеева А. И. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований. Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 153–173. https://doi.org/10.17223/17267080/82/9
Рецензия
Для цитирования:
Романова Е.А., Брель Е.Ю. К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):92-98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98
For citation:
Romanova E.A., Brel E.Yu. Socialization of Students and Teachers in the Digital Educational Environment in the Context of the Theory of Generations. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98