Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Вагнерианский слой в поэзии И. Анненского

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-60-65

Аннотация

Увлечение музыкой и эстетическими идеями Р. Вагнера было характерно для культуры эпохи модерна. Сложно переоценить его роль для становления символистского театра, а также для формирования отдельных эстетических и художественных миров русских авторов рубежа XIX–XX вв. Среди них можно указать и стоявшего особняком от основной магистрали развития русского символизма И. Анненского, в одном из писем к Е. М. Мухиной самоопределившегося как вагнерианец. И если роль вагнеровских эстетических концепций в оформлении символисткой драматургии изучена достаточно подробно, то исследования этого слоя в лирике русских модернистов предпринимаются значительно реже. Цель – выявить и изучить вагнерианский слой в поэзии И. Анненского. В его книгах стихов «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец» выявлены отсылки к таким произведениям немецкого композитора, как «Кольцо Нибелунгов», «Парсифаль», «Тристан и Изольда», увертюра «Фауст». Анализ писем и стихотворений позволяет утверждать, что для организации поэтических ансамблей важную роль сыграла лейтмотивная композиция, перенесенная из вагнеровского опыта объединения опер в тетралогию в один из принципов циклообразования в лирике, что можно видеть в развитии тем потаенной любви, чувства Бога, поиска идеала как в несобранных циклах И. Анненского, так и в оформлении поэтических книг. 

Об авторе

Н. В. Налегач
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



Список литературы

1. Корецкая И. В. Импрессионизм в символистской поэзии и эстетике. Корецкая И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995. С. 199–252.

2. Астахов О. Ю. Эстетика импрессионизма в поэзии русских символистов (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 122 с.

3. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 400 с.

4. Боровская А. А. Жанровое многообразие «музыкальной» лирики И. Анненского. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 10. С. 171–175.

5. Федоров А. В. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л.: Худож. лит., 1984. 256 с.

6. Федякин С. Р. Об одной особенности образа музыки в поэзии Иннокентия Анненского. Иннокентий Федорович Анненский (1855–1909): материалы и исследования: по итогам Междунар. науч.-литературных чтений, посв. 150-летию со дня рождения И. Ф. Анненского. (Москва, 12–14 октября 2005 г.) М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2009. С. 586–592.

7. Gamalova N. La litterature comme lieu de rencontre: I. Annenskij, poete et critique. Lyon: Editions de l'Universite Lyon III, 2005, 338.

8. Косихина С. В. Концепт «музыка» в творчестве И. Ф. Анненского. Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 2. С. 67–72. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-67-72

9. Косихина С. В. Духовно-музыкальное ясновидение (Иннокентий Анненский). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 16. С. 227–237.

10. Лосев А. Ф. Строение художественного мироощущения. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 297–320.

11. Колобаева Л. А. Ирония в лирике Иннокентия Анненского. Филологические науки. 1977. № 6. С. 21–30.

12. Иванова И. Н. Ирония в поэзии русского модернизма (1890–1910 годы). Ставрополь: СГУ, 2006. 421 с.

13. Шевчук Ю. В. Трагическая ирония в «Складнях» И. Ф. Анненского. Вестник славянских культур. 2019. № 54. С. 242–256.

14. Петрова Г. В. И. Ф. Анненский: «Проблема Ницше». Иннокентий Федорович Анненский (1855–1909): материалы и исследования: по итогам Междунар. науч.-литературных чтений, посв. 150-летию со дня рождения И. Ф. Анненского. (Москва, 12–14 октября 2005 г.) М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН,, 2009. С. 7–31.

15. Таштамирова Л. Ш., Бибеева И. Н. Теория синтеза искусств Р. Вагнера в контексте «Философии искусств» Шеллинга. Вестник развития науки и образования. 2017. № 5-6. С. 74–81.

16. Элькан О. Б. Gesamtkunstwerk Рихарда Вагнера: интеграция музыкальных и внемузыкальных художественных средств. Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2017. Т. 2. № 3. С. 85–90.

17. Пащенко М. В. «Филология музыки» Вячеслава Иванова (к проблеме «русский» Вагнер и «русский» Ницше). Вестник культурологии. 2019. № 1. С. 161–186. https://doi.org/10.31249/hoc/2019.01.09

18. Игошева Т. В. Понятие «воли» в размышлениях А. Блока о революции. Соловьевские исследования. 2020. № 3. С. 79–92. https://doi.org/10.17588/2076-9210.2020.3.079-092

19. Шульдишова А. А. Р. Вагнер: традиция «омузыкаливания» в творчестве поэтов серебряного века. Античность – Современность (вопросы филологии), ред. колл.: А. А. Кораблев и др. Донецк: ДонНУ, 2017. Вып. 5. С. 102–116.

20. Хлебунова А. С. Влияние Вагнера на русского символиста П. В. Жуковского. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 3. С. 60–65.

21. Матрусова А. Н. Образ Святого Грааля в художественной рецепции русской поэзии серебряного века. Художественная словесность: теория, методология исследования, история, под ред. И. Г. Минераловой. М.: Литера, 2020. Т. 3. С. 118–164.

22. Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского. Великий Новгород: НовГУ, 2002. 128 с.

23. Gamalova N. Les tragedies antiques d’Innokenti Annenski et ses traductions d’Euripide en russe. Lyon: Editions de l'Universite Lyon III, 2015, 362.

24. Косихина С. В. Музыка в творчестве И. Анненского. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2018. № 3. С. 33–40.

25. Налегач Н. В. Символика фиала – чаши – кубка в лирике И. Анненского. Русская литература. 2012. № 4. С. 188–199.


Рецензия

Для цитирования:


Налегач Н.В. Вагнерианский слой в поэзии И. Анненского. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):60-65. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-60-65

For citation:


Nalegach N.V. The Wagnerian Layer in I. Annensky’s Poetry. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):60-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-60-65

Просмотров: 283


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)