Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59

Аннотация

Рассмотрена интермедиальная и метапоэтическая семантика образа поезда. Поезд анализируется как элемент знаковой системы художественного языка, функционирующий в двух взаимодействующих аспектах: в качестве маркера связи литературного и кинематографического дискурса, в качестве индекса тематизации творческого акта. На материале произведений русской литературы ХХ–ХХI вв. исследуются формирование и функционирование кинометафоры прибытие поезда, способы изображения образов движения в пространстве, времени, внутреннем мире. Установлено, что в классической литературе докинематографической эпохи введение в сюжет мотивов железной дороги приводит к эффекту динамизации дискурса, оппозиция старинного уклада жизни и технического прогресса становится ключевой (А. Н. Островский, А. П. Чехов). Гибридизация киноприемов и литературной топики в литературе ХХ в. не только меняет приемы изображения реальности (фрагментарность, монтаж, смена ракурсов), но и актуализирует новые типы восприятия художественного произведения (А. Платонов). Поезд приобретает мифологическую семантику, ассоциируясь с событием катастрофы, смерти, Апокалипсиса, революции, а также метапоэтическую символику (Б. Пастернак). В современной литературе движение поезда соотносится с рефлексией жизни сознания (В. Пелевин), процесса создания текста (С. Соколов). В некоторых случаях соотношение эпизодов движения по железной дороге и эпизодов киносъемки позволяет усложнять повествовательную структуру, мультиплицировать переходы от внешней к внутренней фокализации (Е. Водолазкин). 

Об авторах

Н. А. Муратова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

г. Новосибирск



Г. А. Жиличева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

г. Новосибирск



Список литературы

1. Иванов А. И., Сорокина Н. В. Железная дорога в русской художественной культуре XIX–XX вв. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-2. С. 670–679.

2. Комагина С. Г. Образ железной дороги в русской литературе: мифологические истоки. Rocznik Instytutu PolskoRosyjskiego. 2011. № 1 (1). С. 41–56.

3. Непомнящих Н. А. Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике (обзор). Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы, отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Гео, 2012. С. 92–105.

4. Константинова Н. В. «Железнодорожные сюжеты» в современной прозе (на материале сборника «Красная стрела»). Сюжетология и сюжетография. 2015. № 2. С. 185–193.

5. Филипповский Г. Ю., Зимина Л. И. Метафорическое пространство концепта железная дорога в текстах русских и европейских романтиков XIX в. Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 2. С. 8–15. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2019-10379

6. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С. 288–372.

7. Ханзен-Леве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.

8. Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 с.

9. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 402 с.

10. Янгиров Р. М. «Чувство фильма»: заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920– 1930-х годов. Империя N. Набоков и наследники, ред.-сост. Ю. Левинг, Е. Сошкин. М.: НЛО, 2006. C. 399–429. 544 с.

11. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы). Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 136–141.

12. Ронкетти Б. Образ поезда в поэтическом мире Велимира Хлебникова. Гуманитарные исследования. 2011. № 3. С. 182–190.

13. Комагина С. Г. Мотив змея-поезда в русской прозе 1920–30-х годов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 8. С. 75–80.

14. Белинский В. Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души». Белинский В. Г. Собрание сочинений. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 2. С. 320–343.

15. Гончаренко А. А. Грех литературщины: взаимодействие кино и литературы в переходе от модернизма к соцреализму в 1920–1930-х гг. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-1. С. 150–155. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-150-155

16. Васиярова О. А. Опыты «скрещивания» литературы и кино. «Иприт» В. Шкловского и Вс. Иванова как симбиотическое целое. Вестник Самарского государственного университета. 2017. Т. 23. № 1-2. С. 28–31.

17. Кольцова Н. З. Булгаков как «словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита»). Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 5. С. 165–173. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2016-5-165-173

18. Высочанская А. М. Рецепция искусства кино в русской литературе I половины ХХ века: автореф. … дис. канд. филол. наук. М., 2018. 24 с.

19. Тименчик Р. Д. Расписанье и Писанье. Stanford Slavic Studies. Vol. 8. Themes and Variations: In Honor of Lazar Fleishman, eds. K. Polivanov, I. Shevelenko, A. Ustinov. Stanford: Stanford UP, 1994. P. 70.

20. Осипова Н. О. Семантика вокзала в русской поэзии первой трети XX века. Русская классика XX века: пределы интерпретации, отв. ред. Л. П. Егорова. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 89–93.

21. Тюленева Е. М. Мифологема «вокзала» в поэтическом пространстве Б. Пастернака 1910–1920-х годов. Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе, стиль, дискурс, отв. ред. В. П. Раков. Иваново: ИвГУ, 1999. С. 97–108.

22. Москалева А. Е. Две редакции стихотворения «Вокзал» Б. Пастернака: об исчезновении мертвой головы. Молодая филология – 2007, редколл.: Н. П. Перфильева, Н. В. Константинова, Н. В. Носенко, Е. А. Шульская. Новосибирск: НГПУ, 2008. С. 135–141.

23. Лотман Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста. Учен. зап. Тартуского ун-та. 1969. Вып. 236: Труды по знаковым системам. С. 206–238.

24. Фарино Е. Живопись Кологривовской панорамы и Мучного городка (Археопоэтика «Доктора Живаго». 4). Studia Filologiczne. 1992. Z. 35. S. 5–47.

25. Мароши В. В. Паук за работой: архетип Арахны в рефлексивной имагологии литературы. Имагология и компаративистика. 2014. № 2. С. 17–33. https://doi.org/10.17223/24099554/2/2

26. Жиличева Г. А. Метафора «книги жизни» в интриге романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Поэтика и прагматика нарративных практик, отв. ред. В. И. Тюпа. Екатеринбург: ИСТМЕДИА, 2019. С. 40–52.

27. Липовецкий М. Н. Паралогия русского постмодернизма. Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 285−304.


Рецензия

Для цитирования:


Муратова Н.А., Жиличева Г.А. Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):50-59. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59

For citation:


Muratova N.A., Zhilicheva G.A. Semiotics of the Train in Russian Literature: Intermedial and Metapoetical Aspects. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59

Просмотров: 359


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)