Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59
Аннотация
Рассмотрена интермедиальная и метапоэтическая семантика образа поезда. Поезд анализируется как элемент знаковой системы художественного языка, функционирующий в двух взаимодействующих аспектах: в качестве маркера связи литературного и кинематографического дискурса, в качестве индекса тематизации творческого акта. На материале произведений русской литературы ХХ–ХХI вв. исследуются формирование и функционирование кинометафоры прибытие поезда, способы изображения образов движения в пространстве, времени, внутреннем мире. Установлено, что в классической литературе докинематографической эпохи введение в сюжет мотивов железной дороги приводит к эффекту динамизации дискурса, оппозиция старинного уклада жизни и технического прогресса становится ключевой (А. Н. Островский, А. П. Чехов). Гибридизация киноприемов и литературной топики в литературе ХХ в. не только меняет приемы изображения реальности (фрагментарность, монтаж, смена ракурсов), но и актуализирует новые типы восприятия художественного произведения (А. Платонов). Поезд приобретает мифологическую семантику, ассоциируясь с событием катастрофы, смерти, Апокалипсиса, революции, а также метапоэтическую символику (Б. Пастернак). В современной литературе движение поезда соотносится с рефлексией жизни сознания (В. Пелевин), процесса создания текста (С. Соколов). В некоторых случаях соотношение эпизодов движения по железной дороге и эпизодов киносъемки позволяет усложнять повествовательную структуру, мультиплицировать переходы от внешней к внутренней фокализации (Е. Водолазкин).
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. МуратоваРоссия
г. Новосибирск
Г. А. Жиличева
Россия
г. Новосибирск
Список литературы
1. Иванов А. И., Сорокина Н. В. Железная дорога в русской художественной культуре XIX–XX вв. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-2. С. 670–679.
2. Комагина С. Г. Образ железной дороги в русской литературе: мифологические истоки. Rocznik Instytutu PolskoRosyjskiego. 2011. № 1 (1). С. 41–56.
3. Непомнящих Н. А. Железная дорога как комплекс мотивов в русской лирике и эпике (обзор). Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы, отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Гео, 2012. С. 92–105.
4. Константинова Н. В. «Железнодорожные сюжеты» в современной прозе (на материале сборника «Красная стрела»). Сюжетология и сюжетография. 2015. № 2. С. 185–193.
5. Филипповский Г. Ю., Зимина Л. И. Метафорическое пространство концепта железная дорога в текстах русских и европейских романтиков XIX в. Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 2. С. 8–15. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2019-10379
6. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С. 288–372.
7. Ханзен-Леве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.
8. Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 с.
9. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 402 с.
10. Янгиров Р. М. «Чувство фильма»: заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920– 1930-х годов. Империя N. Набоков и наследники, ред.-сост. Ю. Левинг, Е. Сошкин. М.: НЛО, 2006. C. 399–429. 544 с.
11. Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы). Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 136–141.
12. Ронкетти Б. Образ поезда в поэтическом мире Велимира Хлебникова. Гуманитарные исследования. 2011. № 3. С. 182–190.
13. Комагина С. Г. Мотив змея-поезда в русской прозе 1920–30-х годов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 8. С. 75–80.
14. Белинский В. Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души». Белинский В. Г. Собрание сочинений. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 2. С. 320–343.
15. Гончаренко А. А. Грех литературщины: взаимодействие кино и литературы в переходе от модернизма к соцреализму в 1920–1930-х гг. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-1. С. 150–155. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-150-155
16. Васиярова О. А. Опыты «скрещивания» литературы и кино. «Иприт» В. Шкловского и Вс. Иванова как симбиотическое целое. Вестник Самарского государственного университета. 2017. Т. 23. № 1-2. С. 28–31.
17. Кольцова Н. З. Булгаков как «словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита»). Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 5. С. 165–173. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2016-5-165-173
18. Высочанская А. М. Рецепция искусства кино в русской литературе I половины ХХ века: автореф. … дис. канд. филол. наук. М., 2018. 24 с.
19. Тименчик Р. Д. Расписанье и Писанье. Stanford Slavic Studies. Vol. 8. Themes and Variations: In Honor of Lazar Fleishman, eds. K. Polivanov, I. Shevelenko, A. Ustinov. Stanford: Stanford UP, 1994. P. 70.
20. Осипова Н. О. Семантика вокзала в русской поэзии первой трети XX века. Русская классика XX века: пределы интерпретации, отв. ред. Л. П. Егорова. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 89–93.
21. Тюленева Е. М. Мифологема «вокзала» в поэтическом пространстве Б. Пастернака 1910–1920-х годов. Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе, стиль, дискурс, отв. ред. В. П. Раков. Иваново: ИвГУ, 1999. С. 97–108.
22. Москалева А. Е. Две редакции стихотворения «Вокзал» Б. Пастернака: об исчезновении мертвой головы. Молодая филология – 2007, редколл.: Н. П. Перфильева, Н. В. Константинова, Н. В. Носенко, Е. А. Шульская. Новосибирск: НГПУ, 2008. С. 135–141.
23. Лотман Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста. Учен. зап. Тартуского ун-та. 1969. Вып. 236: Труды по знаковым системам. С. 206–238.
24. Фарино Е. Живопись Кологривовской панорамы и Мучного городка (Археопоэтика «Доктора Живаго». 4). Studia Filologiczne. 1992. Z. 35. S. 5–47.
25. Мароши В. В. Паук за работой: архетип Арахны в рефлексивной имагологии литературы. Имагология и компаративистика. 2014. № 2. С. 17–33. https://doi.org/10.17223/24099554/2/2
26. Жиличева Г. А. Метафора «книги жизни» в интриге романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Поэтика и прагматика нарративных практик, отв. ред. В. И. Тюпа. Екатеринбург: ИСТМЕДИА, 2019. С. 40–52.
27. Липовецкий М. Н. Паралогия русского постмодернизма. Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 285−304.
Рецензия
Для цитирования:
Муратова Н.А., Жиличева Г.А. Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):50-59. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59
For citation:
Muratova N.A., Zhilicheva G.A. Semiotics of the Train in Russian Literature: Intermedial and Metapoetical Aspects. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59