Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Шутка и ужас в самоидентификации лирического героя произведения В. Ф. Ходасевича «Ряженые»

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-35-41

Аннотация

Рассмотрена проблема самоидентификации лирического героя произведения В. Ф. Ходасевича «Ряженые». Проанализированы причины, по которым шутка сменяется ужасом в рефлексии лирического героя. В теории литературы это связано с концепцией М. М. Бахтина относительно лирики: голос лирического субъекта угасает или искажается, оказавшись вне хора. Авторы статьи считают, что отпадение от хора провоцирует здесь страх утраты индивидуального начала. Проблема самоидентификации лирического Я / не Я героя возникает в связи с его причастностью процессу актуализации сакральных границ своего мира и чужого. Наиболее отчетливо ситуация проявляется в момент встречи «неслаженных» взоров, как репрезентация разобщения. Сделан вывод, что художественный мир произведения под влиянием особых условий хронотопа (период святочного обрядового перевоплощения) перестает быть привычным и безмятежным. Соответственно, лирический герой обнаруживает, что участие в обряде, направленном на расшатывание, размывание границ между своим миром и потусторонним, требует личной ответственности. Открытое событие встречи своего и чужого выявляет, что в художественном мире произведения за обрядовой игрой таится реальный и серьезный смысл. 

Об авторах

А. А. Аксенова
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



К. В. Синегубова
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



Список литературы

1. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука,1977. 574 с.

2. Белый А. Авторские предисловия к сборникам стихотворений. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. М.: Республика, 1994. С. 480–493.

3. Новиков В. Два значения понятия «лирический герой» и их роль для построения современной теории лирического субъекта. Субъект в новейшей русскоязычной поэзии – теория и практика, под ред. Х. Шталь, Е. Евграшкиной. Берлин: Peter Lang, 2018. Bd. 4. С. 67–78.

4. Džafić Š. Po/Etika stiha – katarza čitatelja kroz katarze lirskih subjekata: ogled o pjesništvu Ramiza Huremagića. DHS-Društvene i humanističke studije: časopis Filozofskog fakulteta u Tuzli, 2019, (8): 33–44. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.33759.10404

5. Milanko A. Car je gol: Dezintegracija lirskoga subjekta u pjesnistvu Ivana Slamniga. Fluminensia, 2017, 29(1): 83–95. https://doi.org/10.31820/f.29.1.3

6. Шталь Х. Многоипостасная модель поэтического субъекта. Субъект в новейшей русскоязычной поэзии – теория и практика, под ред. Х. Шталь, Е. Евграшкиной. Берлин: Peter Lang, 2018. Bd. 4. С. 35–55.

7. Такеда А. Кто такой Василий Травников? К вопросу о сопряжении мистификации и истории литературы. Studia Litterarum. 2018. Т. 3. № 2. С. 164–173. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-2-164-173

8. Ноненмахер В. О. Коммуникативная типология лирических стихотворений Вл. Ходасевича. Иностранные языки в Узбекистане. 2021. № 1. С. 19–27. https://doi.org/10.36078/1618554294

9. Бичевин А. Г. «Маска» как феномен субъектной структуры в ранней лирике Н. С. Гумилева. Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 5–9.

10. Чевтаев А. А. Нарративная маска лирического «я» в стихотворении Н. С. Гумилева «Воин Агамемнона». Парадигмы современной науки. 2017. № 1. С. 24–33.

11. Резниченко Н. А. Две Психеи. Арсений Тарковский и Владислав Ходасевич. Вопросы литературы. 2017. № 5. C. 141–169.

12. Сыроватко Л. В. Тяжелый дар. Концепция творчества В. Ходасевича и мотив «встречи с небожителем» у В. Набокова. Вопросы литературы. 2010. № 3. C. 95–122.

13. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.

14. Фуксон Л. Ю. Время диалога. Новый мир. 2012. № 8. С. 175–181.

15. Бройтман С. Н. Лирический субъект. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий, гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 112–114.

16. Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 1994. 233 с.

17. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. М.: Канон+, 2017. 431 с.

18. Фуксон Л. Ю. Место созерцателя. Фуксон Л. Ю. Толкования. Кемерово: КемГУ, 2018. С. 181–190.

19. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки рус. культуры, 1999. 632 с.

20. Лихачев Д. С. Кратчайший путь: о поэзии А. С. Кушнера. Кушнер А. Стихотворения. Л.: Худож. лит., 1986. С. 3–12.

21. Бройтман С. Н. Русская лирика ХIХ – начала ХХ века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М.: РГГУ, 1997. 307 с.

22. Ходасевич Вл. О Сирине. В. В. Набоков: pro et contra, сост. Б. Аверин, М. Маликова, А. Долинин. СПб.: РХГИ, 1997. С. 244–250.

23. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336.

24. Налегач Н. В. И. Анненский в рефлексиях М. М. Бахтина. М. М. Бахтин и литературная герменевтика, под ред. Ю. В. Подковырина. Кемерово: КемГУ, 2016. С. 83–89.

25. Налегач Н. В. «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике ХХ века. Кемерово: КемГУ, 2012. 260 с.

26. Сваровская А. С. «Европейская ночь» В. Ходасевича. Поэт в ситуации кризиса культуры. Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог, под ред. Т. Л. Рыбальченко. Томск: ТГУ, 2002. Вып. 4. С. 38–49.

27. Есин А. Б., Касаткина Т. А. Система эмоционально-ценностных ориентации. Филологические науки. 1994. № 5-6. С. 10–18.

28. Matveeva V. V., Domanski Yu. V., Skvortsov A. E. Image, mask and persona in the Russian poetry at the turn of 21st century. Journal of History Culture and Art Research, 2017, 6(4): 615–622. https://doi.org/10.7596/taksad.v6i4.1154


Рецензия

Для цитирования:


Аксенова А.А., Синегубова К.В. Шутка и ужас в самоидентификации лирического героя произведения В. Ф. Ходасевича «Ряженые». Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):35-41. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-35-41

For citation:


Aksenova A.A., Sinegubova K.V. Joke and Horror in the Self-Identy of the Lyrical Hero in The Mummers by V. F. Khodasevich. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):35-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-35-41

Просмотров: 314


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)