Стратегия дискредитации власти в интернет-комментариях к публикациям мэров Нью-Йорка и Лондона
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1051-1059
Аннотация
Данная статья посвящена лингвоперсонологическому исследованию языковых средств и речевых приемов реализации стратегии на понижение в текстах интернет-комментариев. Особое внимание уделено речевой представленности стратегий и тактик, направленных на дискредитацию действующей власти. Основными методами исследования являются метод сплошной выборки и метод лингвистического анализа. Материалом исследования послужили наиболее резонансные публикации мэров Нью-Йорка и Лондона на официальных страницах политиков в социальных сетях Twitter и Facebook и интернет-комментарии пользователей к ним. Ведущей стратегией в рамках дискредитации власти является стратегия на понижение. В результате исследования были определены преобладающие тактики речевой реализации стратегии на понижение и выявлены речевые приемы их воплощения. В качестве ведущих тактик определены тактика «анализ-минус», тактика оскорбления и тактика обвинения. Исследование содержания интернет-комментариев к выступлениям политических деятелей свидетельствует о снижении доверия к власти. Проведенный анализ комментариев показал, что авторы интернет-откликов обладают индивидуальным стилем выражения мысли, обусловленным субъективными факторами и отраженным в соответствующем ситуативном подборе слов и выражений. В связи с этим проблема дискредитации действующей власти представляется значимой.
Об авторах
Н. В. МельникРоссия
Кемерово
О. В. Митякина
Россия
Кемерово
Список литературы
1. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. 2-е изд. М.: Прогресс, 2000. 400 с.
2. Виноградов В. В. Русский язык. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1972. 614 с.
3. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. 13-е изд., стер. М.: Флинта, 2016. 384 с.
4. Дейк Т. А. ван, Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с.
5. Marwell G., Schmitt D. R. Dimentions of compliance-gaining behavior: an empirical analysis // Sociometry. 1967. Vol. 30. № 4. P. 350–364.
6. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
7. Паршина О. Н. Российская политическая речь: теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. М.: URSS, 2007. 232 с.
8. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. 6-е изд., стер. М.: ФЛИНТА; Наука, 2017. 176 с.
9. Керимов А. А. Легитимность политической власти: проблемы дефиниции и основные теоретические модели // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2015. № 1. С. 81–91.
10. Mackay R. Multimodal legitimation // Analyzing Genres in Political Communication: Theory and practice / eds. P. Cap, U. Okulska. John Benjamins Publishing Co, 2013. P. 353–354.
11. Баранов А. Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом // Человек. 1997. № 6. С. 108–118.
12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
13. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 14–53.
14. Шапочкин Д. В. Политический дискурс: когнитивный аспект. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: ТюмГУ, 2018. 292 с.
15. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.
16. Abdi R., Basarati A. Legitimation in discourse and communication revisited: a critical view towards legitimizing identities in communication // International Journal of Society, Culture and Language. 2018. Vol. 6. № 1. P. 86–100.
17. Wodak R. Disorders of discourse. London-N. Y.: Longman, 1996. 200 p.
18. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика. М.: ИД ЯСК, 2018. 392 с.
19. Суханов Ю. Ю. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9. № 1. С. 200–212. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-1-200-212
20. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 256 с.
21. Савельева И. С. Лингвоперсонологический потенциал интернет-комментария // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С.192–201. https://doi.org/10.17223/18137083/61/18
22. Сидорова Н. А., Степанов С. А., Лимарова Е. В. Языковые маркеры манипуляций политического дискурса // Сидорова Н. А., Степанов С. А., Лимарова Е. В. Политический дискурс – языковые манипуляции. М.: ИТЦ, 2018. С. 72–85.
23. Kahne J., Bowyer B. The political significance of social media activity and social networks // Political Communication. 2018. Vol. 35. № 3. P. 470–493. https://doi.org/10.1080/10584609.2018.1426662
24. Михалева О. Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с.
25. Bouvier G., Machin D. What gets lost in Twitter 'cancel culture' hashtags // Discourse and Society. 2021. Vol. 32. № 3. P. 307–327. https://doi.org/10.1177/0957926520977215
Рецензия
Для цитирования:
Мельник Н.В., Митякина О.В. Стратегия дискредитации власти в интернет-комментариях к публикациям мэров Нью-Йорка и Лондона. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):1051-1059. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1051-1059
For citation:
Melnik N.V., Mityakina O.V. Discrediting Strategy in Internet Comments to Publications made by the Mayors of New York and London. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):1051-1059. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1051-1059