Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

О конкуренции акустико-аудиального и мануально-визуального кодов современной письменной коммуникации

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1024-1031

Аннотация

Выявляются и описываются важнейшие тенденции современной письменной коммуникации. Обосновывается положение о том, что в существенной мере эти тенденции обусловлены конкуренцией двух важнейших коммуникативных кодов, используемых человечеством в течение ряда тысячелетий и веков: акустико-аудиального и мануально-визуального. Анализируются причины и следствия данной конкуренции в ее семиотическом, когнитивном и техническом аспектах. Аргументирована необходимость адаптации российского образования к современным тенденциям письменной речи, которые ярко обнаруживают себя в виртуальной коммуникации. Доказывается, что успешная адаптация предполагает предварительное научное изучение данных тенденций, а тенденция к целостно-системному представлению коммуникативного содержания, тесно увязанная с усилением визуального канала передачи информации, получает новые импульсы в современной письменной коммуникации. Школьные курсы русского языка отстают от них, так как сформированы поэлементными стратегиями. Холистические возможности визуально-письменного канала с помощью визуальноклиповых единиц более сильные, чем фоно-аудиально-письменного канала. В связи с этим автор обосновывает тезис о том, что конкуренция названных форм письма ведет не к вытеснению «слабого противочлена», а к перераспределению функций на основе преимуществ каждой из форм. Статья по своему формату является пилотной, на первый план в ней выдвигается постановка проблем, гипотез и исследовательских задач. Автор рассчитывает, что она будет способствовать переходу к конкретно-исследовательскому этапу решения поставленных задач.

Об авторе

Н. Д. Голев
Кемеровский государственный университет
Россия

Кемерово



Список литературы

1. Алтухова Т. В., Лебедева Н. Б. Виртуальное общение: новый этап развития письменной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 105–111.

2. Голев Н. Д. Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2. С. 5–18.

3. Голев Н. Д. Русская письменная разговорная речь и ее отражение в обыденном метаязыковом сознании участников виртуальной коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 5. С. 12–30.

4. Строганов В. Б., Ворошилова М. Б. «Ризоморфизация» социальных сетей как этап перехода к системе Web.3 // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ / науч. ред. Н. Д. Голев, отв. ред. Л. Г. Ким. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 1. С. 30–40.

5. Социальные сети: комплексный лингвистический анализ / науч. ред. Н. Д. Голев, отв. ред. Л. Г. Ким.. Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 2. 300 с.

6. Ян И. Каллиграфия: искусство, которое меняется вместе со временем // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Т. 5. № 4. С. 124–128.

7. Шкуратов В. А. Историческая психология. Книга первая. Введение в историческую психологию. 3-е изд., расш. М.: Кредо, 2015. 244 с.

8. Кондракова С. О. Опорные сигналы В. Ф. Шаталова – средство активизации творческого подхода к учебному процессу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 2008. № 65. С. 404–408.

9. Исаков В. Б. Графенто 1: Графический язык правовой аналитики. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 50 с.

10. Голев Н. Д. Ноотека: балльно-рейтинговая система + проектирование, или К вопросу о переходе количественных измерений ЗУН в качественные // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 3. С. 199–213. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-3-199-213

11. Голев Н. Д. Когнитивный аспект русской орфографии: орфографоцентризм как принцип обыденного метаязыкового сознания // Отражение русской языковой картины мира в лексике и грамматике / под ред. Т. И. Стексовой. Новосибирск: НГПУ, 1999. С. 97–107.

12. Голев Н. Д. Инновационная программа развития письменно-речевых способностей школьников на основе пропедевтического изучения текста (технологический аспект) // Доклады Сибирского отделения Академии наук высшей школы. 2001. № 1. С. 86–93.

13. Голев Н. Д. Опорные точки текста как элементы когнитивных механизмов его пропедевтического анализа (на примере обучения стилизации) // Социально-когнитивное функционирование языка / отв. ред. Н. Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2017. 226–240.

14. Тоцкий П. С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991. 142 с.

15. Культурно-речевая ситуация в современной России / отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: УрФУ, 2000. 379 с.

16. Голев Н. Д. Лингвистические и лингводидактические проблемы языкового образования: опыт построения единого курса развития языковой способности // Прикладная филология в сфере инженерного образования. Методология и методика языкового обучения в техническом вузе / гл. ред. Е. Г. Новикова. Нортхэмптон-Томск: ТПУ, 2004. Т. 1. С. 15–38.

17. Тискова О. В. К возможности рассмотрения русской пунктуации в перлокутивном аспекте на материале рекламных сообщений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-1. С. 166–169.

18. Тимошенко Н. В. Современная молодёжь и её коммуникация в сети Интернет: поколения Y и Z // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 11. С. 94–98.

19. Крохмальный Р. О. Коммуникация и современная образовательная среда вуза: вызовы информационного общества // Молодий вчений. 2016. № 10. С. 137–140.

20. Хмелькова М. А. Современная коммуникация и общение в образовательном пространстве вуза // Ахмадиева Л. Р., Барлас Т. В., Буслаева Е. Л., Калинина Н. В., Кошелева Ю. П., Малова Ю. В., Пашукова Т. И., Троицкая Е. А., Хмелькова М. А., Юркина Л. В. Психолого-педагогические аспекты эффективного общения в образовательной среде. М.: МГЛУ, 2018. С. 33–42.

21. Ким Л. Г. Единицы описания интерпретационного функционирования текста в пространстве адресата // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 186–190.

22. Голев Н. Д., Лебедева Н. Б., Халина Н. В., Мурзин Л. Н., Карпухина В. А., Чернышова Т. В., Чувакин А. А., Бринев К. И., Трубникова Ю. В. Очерки по лингвистической детерминологии и дериватологии русского языка. Барнаул: АлтГУ,1998. 252 с.

23. Шпильная Н. Н. Визуализация как грамматологический принцип (к проблеме описания принципов русского письма) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 4. С. 106–115. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2020-4-106-115

24. Salimzanova D. A., Bilyalova A. A., Bazarova L. V., Khairullina D. D. Visualization as a basis for the high quality education in linguistic university // Global Scientific Potential. 2020. № 3. С. 103–107.

25. Моторная С. Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 177–183. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0041


Рецензия

Для цитирования:


Голев Н.Д. О конкуренции акустико-аудиального и мануально-визуального кодов современной письменной коммуникации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(4):1024-1031. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1024-1031

For citation:


Golev N.D. Codes of Modern Written Communication: Acoustic-Auditory vs. Manual-Visual. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(4):1024-1031. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1024-1031

Просмотров: 434


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)