Актуальные проблемы в сфере психологического здоровья студенчества: вызов пандемии COVID-19
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблем, обнаруженных в сфере психологического здоровья студентов, в условиях пандемии COVID-19. Ситуация пандемии приобрела характер фрустрирующей и депривационной в отношении ряда значимых для юношеского возраста потребностей, нарушая привычные поведенческие схемы самореализации и самоосуществления. Пандемия (в частности, самоизоляция и дистанционное обучение) способствовала возникновению непрогнозируемой нагрузки на личностные ресурсы и ресурсы здоровья студентов, привела к риску возникновения
ипохондрического типа реагирования в ситуации пандемии, а также различных форм дезадаптивного и аддиктивного поведения. Обозначенные нарушения, в свою очередь, обусловили снижение эмоционального фона, внесли коррективы в мотивационную сферу, ограничили способность к самоконтролю и самоорганизации, создавая предпосылки к возникновению и формированию состояния выученной беспомощности студентов. Выученная беспомощность и уход в аддиктивное поведение являются одними из наиболее деструктивных реакций на стресс. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности разработки программы психологического сопровождения студентов, направленной на решение проблем в сфере психологического здоровья студентов, возникших под воздействием условий пандемии COVID-19.
Об авторах
О. В. ВолковаРоссия
Красноярск
О. А. Цветкова
Россия
Омск
А. Ю. Шадрина
Россия
Красноярск
А. В. Рупека
Россия
Красноярск
Список литературы
1. Volkova O. V., Shesternya P. A. Parallel pandemic: psychological facilitation in medical assistance // Сибирский психологический журнал. 2020. № 78. С. 156–167. https://doi.org/10.17223/17267080/78/10
2. Шумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.: Изд. института психотерапии, 2000. 108 с.
3. Запорожец И. Ю. Самоутверждение в дошкольном возрасте как начальная форма самореализации растущего человека // Мир психологии. 2010. № 3. С. 231–240.
4. Суханова Н. А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 2. С. 161–166.
5. Белянская Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3. С. 220–227.
6. Dubey S., Biswas P., Ghosh R., Chatterjee S., Dubey M. J., Chatterjee S., Lahiri D., Lavie C. J. Psychosocial impact of COVID-19 // Diabetology & Metabolic Syndrome. 2020. Vol. 14. № 5. P. 779–788. https://doi.org/10.1016/j.dsx.2020.05.035
7. Zheng F., Khan N. A., Hussain S. The COVID-19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. № C. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105694
8. Пилюгина Е. Р. Двухмерная классификация механизмов психологической защиты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. С. 270–280. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-270-280
9. Чамкина К. С., Колосова П. С., Сайпутдинова С. К., Ананьева А. А. Особенности диалогического общения врача с пациентом, относящимся к ипохондрическому типу реакции на заболевание // Бюллетень медицинских интернетконференций. 2019. Т. 9. № 10. С. 424.
10. Косенко В. Г., Красильников Г. Т., Косенко Н. А., Солоненко А. В., Янова О. А. Ипохондрические состояния и соматоформные расстройства // Психическое здоровье. 2013. № 11. С. 44–50.
11. Тарасова Р. Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 96–97.
12. Ельникова О. Е. Сенсомоторная интеграция и тормозной контроль как факторы, определяющие отношение к болезни в юношеском возрасте и в период взрослости // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 3. С. 30–39. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-47-3-30-39
13. Biduchak A. Types of psychological reactions patient for disease // The Scientific Heritage. 2019. № 37-1. P. 8–10.
14. Seligman M. Learned helplessness’ & torture: An exchange // The New York Review of Books. 2016. Режим доступа: https://www.nybooks.com/articles/2016/04/21/learned-helplessness-torture-an-exchange/ (дата обращения 30.03.2021).
15. Волкова О. В. Выученная беспомощность: технология исследования генеза. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2018. 280 с.
16. Волкова О. В. Особенности развития личности, характеризующейся состоянием выученной беспомощности, на разных этапах онтогенеза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 397–408. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-397-408
17. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат-лы I Всерос. науч.-практ. (заоч.) конф. (Санкт-Петербург, 15–17 января 2011 г.) СПб.: НИИРРР, 2011. С. 174–181.
18. Бельтюков А. А. Аддиктивность – предмет психоаналитического исследования // Психология и психотехника. 2008. № 3. С. 63–68.
19. Колчев А. И. Отклоняющееся поведение в условиях стрессового воздействия // Медико-биологические и социальнопсихологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 1. С. 77–80.
20. Лукьянцева И. С., Руженков В. А., Пономаренко Д. О. Аддиктивное поведение и алкогольная зависимость у студентовмедиков старших курсов (распространенность, коморбидность и лечение) // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2018. Т. 26. № 3. С. 380–386. https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ2018263380-387
21. Dubey M. J., Ghosh R., Chatterjee S., Biswas P., Chatterjee S., Dubey S. COVID-19 and addiction // Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews. 2020. Vol. 14. № 5. P. 817–823. https://doi.org/10.1016/j.dsx.2020.06.008
22. Жираткова Ж. В., Петрова Т. Э., Леонтьева А. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи (социологический анализ) // Регионология. 2018. Т. 26. № 4. С. 784–797. https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.784-797
23. Зотова Д. В., Розанов В. А. Патологическое использование и зависимость от социальных сетей – аннализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. № 2. С. 158–183. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.204
24. Александрова Е. С. Экопсихологические взаимодействия с информационной средой как условие субъективного благополучия // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 26–33.
Рецензия
Для цитирования:
Волкова О.В., Цветкова О.А., Шадрина А.Ю., Рупека А.В. Актуальные проблемы в сфере психологического здоровья студенчества: вызов пандемии COVID-19. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):661-672. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672
For citation:
Volkova O.V., Tsvetkova O.A., Shadrina A.Yu., Rupeka A.V. The Urgent Problems in the Sphere of Student's Mental Health: Challenge of COVID-19 Pandemic. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):661-672. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672