Ассоциативное поле лексемы Инстаграм в репрезентации носителей русского и немецкого языков
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-486-493
Аннотация
Представлено описание социальной сети Instagram и проведен сравнительный анализ образов языкового сознания, возникающих у носителей немецкого и русского языков в качестве реакций на лексему Инстаграм. Социальная сеть Инстаграм является малоизученным объектом с лингвистических позиций и очень популярной среди молодых людей России и Германии, а исследование по методике свободного ассоциативного эксперимента, несмотря на многочисленные работы, по-прежнему остается востребованным и популярным в современной лингвистике. Поэтому сопоставление вербальных реакций носителей разных языков представляется актуальным и на настоящий момент. Ядро ассоциативного поля Инстаграм у носителей немецкого и русского языков оказалось сходным, что говорит о глобальном характере этой сети, а также о глобализации языкового сознания в молодежной среде, о сходстве интересов, связанных с социальной сетью Инстаграм у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет. Ядром ассоциативного поля Инстаграм для русских респондентов стали наиболее частотные реакции видео, реклама, сториз, фотографии, блогер, животные, бизнес, еда, подписчики. У немецких опрошенных – ассоциаты Werbung (реклама), Bilder (картинки), Fotos (фото), Informationen (информация), Videos (видео), Essen (еда), Fake (фальшивый), Filter (фильтр), Posten (посты). Заметное отличие заключается в том, что немецкие участники эксперимента имеют представления об Инстаграме как о социальной сети для общения (Messenger (мессенджер), Kommentieren (комментировать), Freunde (друзья)), а русские респонденты – как о средстве для заработка (деньги, бизнес, бизнес платформа, самореклама, магазин).
Об авторах
Г. С. КлимоваРоссия
Кемерово
А. Г. Смирнова
Россия
Кемерово
Список литературы
1. Осин Р. В., Першина К. В. Сравнительный анализ образа «Я» личности инстаграм-блогера и восприятия медиаобраза инстаграм-блогеров в молодёжной среде // Человеческий капитал. 2020. № 5. С. 132–141. DOI: 10.25629/HC.2020.05.16
2. Стась В. В. Инстаграм как инструмент продвижения личного бренда (на примере инстаграм-аккаунта Марины Щеняевой) // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. (СанктПетербург, 27 февраля – 24 апреля 2020 г.) СПб.: СПбГЭУ, 2020. Ч. 2. С. 68–70.
3. Нурутдинова А. Р. Гендерный взгляд на селфи как особую форму интернет-коммуникации в социальной сети «Инстаграм» // Городская повседневность: региональный и социокультурный контексты: IV Нижневолжские чтения: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 21–23 марта 2019 г.) Волгоград: ВолГУ, 2019. С. 513–518.
4. Гушкова Л. В. Функции формы интенсива в интернет-коммуникации на примере социальной сети Инстаграм // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч. конф., посв. памяти д-ра филол. наук, проф. К. А. Войловой. (Москва, 27 февраля 2020 г.) М.: Диона, 2020. С. 78–82.
5. Лукина С. А., Егорова К. Г. Структурно-стилистическая характеристика корейского молодёжного сленга в интернетдискурсе (на материале социальной сети «Инстаграм») // Applied science of today: problems and new approaches: сб.
6. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 12 апреля 2020 г.) Петрозаводск: Новая Наука, 2020. С. 201–204.
7. Архипова C. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 11. С. 6–9.
8. Морозова И. А. Субъективные значения лексемы «женщина» в современном русском языке (на основе данных направленного ассоциативного эксперимента) // Преподаватель XXI век. 2010. № 3-2. С. 297–305.
9. Нестерова М. В. Роль свободного ассоциативного эксперимента в выявлении признаков концепта Human face в сознании американцев // Вопросы филологических наук. 2006. № 5. С. 128–133.
10. Хайруллина Д. Д. Концепт 'огонь' в английском и татарском языковом сознании (из опыта проведения ассоциативного эксперимента) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17. С. 81–84.
11. Гуз Ю. В. Ассоциативный эксперимент на восприятие цвета носителями русского, английского, немецкого и китайского языков // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 46–49.
12. Деева Н. В., Рыбникова Е. Е. Концепт «русский характер» в репрезентации русскоговорящих представителей китайской лингвокультуры // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2020. № 4. С. 63–69. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-63-69
13. Борисова Ю. А. Факторы структуры семантического поля: психолингвистическое исследование специальной лексики сферы «финансы и банки»: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 174 с.
14. Денисова Э. С., Немцева Е. В. Стратегии идентификации нового слова (на материале свободного ассоциативного эксперимента) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 2. С. 120–126.
15. Тимошина Т. В. Выявление новых значений слова путем ассоциативного эксперимента // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 112–114.
16. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования.2019. Т. 8. № 1-1. С. 265–275. DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.074
17. Ильина В. А. Ассоциативный эксперимент как способ образования семантического поля // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 5. С. 7–10.
18. Васильева С. П., Ильина А. Г. Семантическое поле «религия», по данным ассоциативного эксперимента // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 3. С. 162–166.
19. Маховиков Д. В. Сопоставительный анализ русского и английского языкового сознания (на материале ассоциативного поля «счастье») // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 78–80.
20. Гарбар И. Л. Экспериментальное исследование языкового сознания: методология анализа ассоциативных полей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 43–46.
21. Патсис М. Специфика ассоциативного поля слова в греческом языке // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 91–98.
22. Иванова У. Ю. Представление ассоциативного поля «Дом» в испанском и русском языках // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2007. № 1. С. 226–227.
23. Доменко Н. В. Лексические единицы со вторично-номинативным значением в ассоциативном поле русской языковой личности: дис. … канд. филол. наук. М., 2005. 183 с.
24. Алимушкина О. А. Возможности изучения стереотипов в ассоциативных полях // Альманах современной науки и образования. 2010. № 2-2. С. 14–15.
Рецензия
Для цитирования:
Климова Г.С., Смирнова А.Г. Ассоциативное поле лексемы Инстаграм в репрезентации носителей русского и немецкого языков. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(2):486-493. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-486-493
For citation:
Klimova G.S., Smirnova A.G. The Associative Field of the Lexeme Instagram in the Representation of Russian and German Native Speakers. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(2):486-493. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-486-493