Повышение уровня эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП как один из факторов успешной реабилитации
Аннотация
Цель работы – изучение наиболее эффективных методов социально-педагогической работы с ребенком, страдающим ДЦП, по развитию у него эмоционально-волевой сферы и составление программы, направленной на смягчение уровня эмоционального дискомфорта. Экспериментальной группой выступили дети с диагнозом ДЦП в количестве 12 человек. Возраст детей варьирует от 6 до 10 лет. Среди них 5 девочек и 7 мальчиков. Диагноз ДЦП легкой степени у 5 детей, ДЦП средней степени у 7 детей, у всех наблюдается задержка психического развития, у 8 детей задержка психоречевого развития. Проведенная работа, которая состояла из первичной диагностики, разработки и внедрения психологопедагогической программы, направленной на коррекцию эмоционально-волевой сферы, а затем итоговой диагностики, показывает положительный результат, положительную динамику формирования эмоционально-волевой сферы детей с диагнозом ДЦП. При дальнейшей грамотно поставленной психолого-педагогической работе с данными детьми обязательно участие в этой работе их родителей и можно прогнозировать адекватное формирование эмоционально-волевой сферы, что благоприятно отразится на формировании полноценной личности и полной социализации ребенка. Наиболее успешные методы работы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП – игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкальная терапия, релаксационные упражнения. Повышение уровня эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП является одним из факторов более успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Список литературы
1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 352 с.
2. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. М.: Асар, 2003. 288 с.
3. Возжаева Ф. С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социологические исследования (СОЦИС). 2003. № 6. С. 116–121.
4. Ипполитова М. В., Бабенкова О. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1993.
5. Гескилл С., Мердин А. Детская невралгия и нейрохирургия. М.: Антидор, 1996. 347 с.
6. Долгушина Н. Построим мир, пригодный для детей // Социальная работа. 2003. № 43. С. 12.
7. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 20–27.
8. Ишутина Е. Игры, в которые играют наши дети // Обучение и карьера. 2005. № 5. С. 54.
9. Леннер Б. Психосоциальная помощь населению. М.: Академия, 1996. 311 с.
10. Лифанова И. Дети-инвалиды и туризм // Народное образование. 2002. № 3. С. 192–194.
11. Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2005. 190 с.
12. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005.
13. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
14. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 13–20.
15. Помощь родителям в воспитании детей / общ. ред. В. Я. Пилиповского. М.: Академия, 1992. 248 с.
16. Тимофеев А. В., Бережная С. П. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями в Центре «Фламинго». Кемерово: Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго», 2004. 20 с.
17. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2002. Т. 1. 248 с.
18. Алатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. М.: Просвещение, 2002. 448 с.
19. Руководство по предупреждению насилия над детьми: учеб, пособие для психологов / под ред. Н. К. Аксоновой. М.: Олма-пресс, 1997. 198 с.
20. Руклинская И. Н. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Кемерово: Обл. ИУУ, 2002. 71 с.
21. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с.
22. Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2. С. 29–35.
23. Ялпаева Н. В. Социальная психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. М.: Просвещение, 2002. 480 с.
24. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1987.-306 с.
25. Устинова Н. В., Яхин К. К. Программа психосоциальной реабилитации родителей детей, больных ДЦП // Казанский медицинский журнал. 2003. № 1. С. 44–46.
26. Шамарин Т. Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Калуга, 1996. 238 с.
27. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учеб, пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.
28. Шпанко Е. Фольклор - средство реабилитации детей-инвалидов // Народное образование. 2002. № 3. С. 105–108.
Рецензия
Для цитирования:
Чернова О.В., Питанова Е.Л. Повышение уровня эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП как один из факторов успешной реабилитации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(4):66-77.