Практико-методическое ориентирование преподавателя педагогического вуза на досуговую деятельность
Abstract
Анализ наблюдений за работой педагогов вуза, их самохарактеристик, оценок студентов без персонализации не всегда верных профессиональных позиций своих преподавателей дает возможность выявить позиции, которые требовали корректировки: дистанционная позиция, лидерская позиция, нейтральная позиция, позиция сопереживания. Описаны этапы прохождения студентами ряда профессиональных педагогических этапов: адаптационно-ознакомительный, аналитико-поисковый, интегративный, самоутверждение, постижение основ мастерства. Обозначены наиболее типовые роли и позиции студента, будущего педагога в сфере детского досуга: 1) роль лидера, руководителя, ведущего, центрального персонажа, в значительной степени командного характера; 2) руководство досуговым мероприятием, принимая на себя одну из главных ролей в этом деле, солидаризируясь в руководстве с другими взрослыми участниками и детьми; 3) роль как бы нейтрального лица, но активно влияющего на организацию мероприятия; 4) студент, не беря на себя персонально ведущих ролей в проводимом деле, руководит им через учащихся, принявших командные роли; 5) студент, не принимая личного участия, руководит им через подготовленных для этого добровольных помощников – спортсменов, специалистов, военных и т. д. Описаны приемы и модели практико-методического ориентирования преподавателей педагогических профессиональных образовательных учреждений на досуговую деятельность. Приобщение преподавателей педагогического высшего учебного заведения к сфере досуга, использование игрового досуга как формы познавательной деятельности, внесение элементов игры или видов досуговой деятельности способствуют обогащению преподавателя как специалиста, сближают его со студентами, формируют новые творческие и гуманизированные установки на профессиональное общение со студентами, обогащают его новыми ролями и положениями, способствующими успешности профессионального общения и взаимодействию в учебно-досуговом процессе.
References
1. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. М.: Издательство Московский психолого-социологического института; Воронеж: МОДЭК, 2004. 432 с.
2. Проблемы педагогического образования: сб. науч. статей. Вып. 2. / науч. ред. В. А. Сластенин. М., 1997. 60 с.
3. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. С. 25.
4. Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: метод, пособие. Липецк: ГУП, 2002. 384 с.
5. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб.: Питер, 2005. 366 с.
Review
For citations:
. SibScript. 2007;(4):39-44. (In Russ.)