Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Копинг-стратегии и акцентуации характера студентов-первокурсников с разным уровнем субъективного благополучия

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1040-1049

Аннотация

Представлены результаты исследования, выполненного с целью определения особенностей, взаимосвязей и различий между показателями субъективного благополучия, копинг-стратегий и акцентуаций характера студентовпервокурсников технических специальностей с разным уровнем субъективного благополучия Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) г. Челябинск. Методики исследования: шкала субъективного благополучия A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche (в адаптации М. В. Соколовой), копинг-тест Р. Лазаруса и тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Выборка составила 43 человека мужского пола, средний возраст – 17,8 лет, которые в соответствии с методикой были разделены на три группы – с высоким, средним и низким уровнем субъективного благополучия. Описан психологический портрет студентов-первокурсников с высоким и средним уровнем субъективного благополучия, которые характеризуются использованием широкого спектра стратегий совладающего поведения; отмечены приоритетные связи акцентуаций характера и избираемого типа совладающего поведения. Составлен психологический портрет студентов с низким уровнем субъективного благополучия, у которых выявлен недостаточный личностный и психоэмоциональный ресурс для совладания с трудными жизненными ситуациями. Получены результаты о наличии взаимосвязей акцентуаций характера, копинг-стратегий и субъективного благополучия, о соотношении копинг-стратегий и акцентуаций характера. Подтверждены гипотезы о существовании различий между показателями копинг-стратегий и акцентуаций характера у студентов-первокурсников с разным уровнем субъективного благополучия, а также различий в структуре связей шкал исследования у студентов с разным уровнем субъективного благополучия. Результаты могут быть использованы при создании программ по развитию копинг-ресурсов у студентов первого года обучения.

Об авторах

Е. Ф. Ященко
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия
г. Санкт-Петербург


О. В. Лазорак
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия
г. Челябинск


Список литературы

1. Бондал И. В., Прищепа И. М., Волкова Е. А., Кукина Т. А. Адаптация студентов первых курсов УО «ВГУ им. П. М. Машерова» к системе вузовских отношений // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2012. № 1. С. 122–125.

2. McCrae R. R., Costa P. T. Jr. Personality, coping, and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. Vol. 54. № 2. Р. 385–404. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1986.tb00401.x

3. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М.: ИП РАН, 2013. 267 с.

4. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. 270 с.

5. Ященко Е. Ф., Лащенко Д. А., Лазорак О. В. Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 467–477. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477

6. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 68. № 4. P. 653–663. DOI: 10.1037//0022-3514.68.4.653

7. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. № 3. P. 542–575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542

8. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. № 2. P. 276–302. DOI: 10.1037/0033-2909.125.2.276

9. Ященко Е. Ф. Психологические особенности самоактуализации и субъективного благополучия профессионалов в сфере образования и культуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-7. С. 1602–1606.

10. Ященко Е. Ф. Половые различия в представлении о счастье у российской молодежи // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, В. В. Зотова, И. В. Антоненко. М.: МГУДТ, 2016. Ч. 8. С. 250–255.

11. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2008. 294 с.

12. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI: 10.17223/17267080/62/3

13. Психология: словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

14. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.

15. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010. 256 с.

16. Ахмедханов А. М. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 5. С. 77–83.

17. Максимова Л. В., Посыпанова О. С. Взаимосвязь ведущей учебной мотивации и акцентуации характера в юношеском возрасте // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2018. № 1. Т. 1. С. 65–71.

18. Нгуен Т. Х. Н., Шутенко Е. Н. Изучение связи акцентуации характера с мотивацией учебной деятельности студентовпсихологов // Наука и образование: новое время. 2019. № 1. С. 527–535.

19. Измаилов В. В. Взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности // Синергия Наук. 2018. № 27. С. 789–797.

20. Будук-оол Л. К.-С. Особенности акцентуаций характера личности тувинских и русских студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 187–191.

21. Кулакова Т. В. Гендерные особенности акцентуаций у студентов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 2. С. 29–34.

22. Тюряпина И. В. Особенности психоэмоционального состояния у студентов с различными акцентуациями личности в период адаптации к вузу // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1. С. 246–250.

23. Корзун С. А., Нифонтова Т. А. Взаимосвязь субъективного благополучия и совладающего поведения у студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2019. № 19-3. С. 179–186.

24. Процукович Е. П. Взаимосвязь копинг-стратегий с субъективным благополучием // Наука и современность. 2011. № 14. С. 132–136.

25. Гущина А. В., Григоричева И. В. Копинг-стратегии студентов с разным уровнем жизненной удовлетворенности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 81–84.

26. Чеботарева Е. Ю. Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 156–163. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-156-163

27. Пилишвили Т. С., Алиева С. А. М. Особенности представлений о счастье в юношеском возрасте у студентов РУДН // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3. С. 382–383.

28. Петров В. Г., Злыгостева К. В. Представления о счастье у студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3. С. 197–202.

29. Кулик А. А., Акимова А. А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 2. С. 170–177.

30. Калашникова Д. Д., Трушкова С. В., Чурин В. В. Стрессогенные факторы и копинг стратегии у студентов // Социальные отношения. 2019. № 2. C. 71–82.

31. Коваленко Л. А. Исследование показателей стресса студенческой молодежи и взаимосвязей в реализации копинг-стратегий // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21. № 12. С. 41–47. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-12-41-47

32. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия: руководство. 2-е изд. Ярославль: Психодиагностика, 1996. 11 с.

33. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.


Рецензия

Для цитирования:


Ященко Е.Ф., Лазорак О.В. Копинг-стратегии и акцентуации характера студентов-первокурсников с разным уровнем субъективного благополучия. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(4):1040-1049. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1040-1049

For citation:


Yashchenko E.F., Lazorak O.V. Coping Strategies and Accentuations of Personality Traits in First-Year Students with Different Levels of Subjective Well-Being. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(4):1040-1049. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1040-1049

Просмотров: 639


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)