Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Жанро-стилевые характеристики новеллы Анны Гавальда "Petites pratiques Germanopratines" («Некоторые особенности Сен-Жермен»)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-821-830

Аннотация

Объектом рассмотрения статьи является новеллистическое творчество современной французской писательницы Анны Гавальда. Предмет изучения составляют жанро-стилевые признаки новеллы "Petites pratiques Germanopratines" («Некоторые особенности Сен-Жермен»), с которой начинается сборник "Je voudrais que quelqu’un m’attende quelque part" («Мне бы хотелось, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал...»). Как показал анализ, новелле присущи такие канонические отличительные признаки новеллистического жанра, как малый объем; ограниченное число персонажей; сосредоточенность на повседневной личной жизни людей; сфокусированность на одном, переломном событии; драматический характер развития сюжета; наличие перипетии и ярко выраженного кульминационного пункта, завершающегося неожиданной концовкой; прозаичный, нейтральный стиль повествования, передаваемый нейтральной и обиходно-бытовой, разговорной лексикой. Помимо признаков, свойственных новеллистическому жанру в целом, новеллам Анны Гавальда присущи специфические черты: субъективная повествовательная перспектива; психологизм; использование внутренней речи, включающей внутренний диалог героини-рассказчика с собой и воображаемым собеседником (читателем и антагонистом); пространственно-временная ограниченность художественного мира; динамичность повествования, приобретающего кинематографический характер; мотив дороги и случайной встречи; антитетичность основополагающих смыслообразующих мотивов в сюжетно-фабульной организации; апелляция к прецедентным именам, топонимическим наименованиям и художественным деталям; применение разноуровневых языковых средств, организующих повествование и описывающих внутренний мир героини.

Об авторе

Т. П. Карпухина
Тихоокеанский государственный университет
Россия
г. Хабаровск


Список литературы

1. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2002. 334 с.

2. Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. 155 с.

3. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 458 с.

4. Воронкова М. А., Самарская Т. Б. Комический код: лингвостилистические средства репрезентации (на примере анализа новелл А. Доде и О. Мирбо) // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 157–167.

5. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И. Теория литературных жанров. М.: Академия, 2011. 256 с.

6. Эпштейн М. Н. Новелла // Большая советская энциклопедия. М.: Сов. Энцикл., 1974. Т. 18. С. 62–63.

7. Эпштейн М. Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. Энцикл., 1987. С. 248.

8. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Academia, 2006. 331 с.

9. Хорева Л. Г. Жанр новеллы и традиции анекдота (на материале испанской литературы): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2015. 33 с.

10. Лебедева О. В. Английская новелла от истоков к современности: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Великий Новгород, 2017. 33 с.

11. Благодёрова Е. И. Становление жанра новеллы в американской литературе периода романтизма // Труды БГТУ. Сер. 4: Принт- и медиатехнологии. 2017. № 1. С. 58–63.

12. Водолажченко Н. В. Становление и развитие английской готической новеллы в XIX веке // Вестник НовГУ. 2014. № 83-1. С. 60–64.

13. Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1961. 667 с.

14. Хализев В. Е. Сюжет // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2010. С. 240–253.

15. Карпухина Т. П. Эстетические аспекты экфрасиса в новелле Ги де Мопассана "Un Portrait" («Портрет») // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 193–200. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-1-193-200

16. Лебедева О. В. Живописный экфрасис в современных английских новеллах // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 1. С. 48–54.

17. Ильин И. П. Гетеродиегетическое и гомодиегетическое повествование // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины / сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. М.: Интрада – ИНИОН, 1996. С. 28–30.

18. Виноградов В. В. О теории художественной речи. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2005. 287 с.

19. Амелина Е. Е. Проблема «точки зрения» в новелле Дж. Ш. Ле Фаню «Зеленый чай» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10-3. С. 13–16.

20. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 302 с.

21. Хализев В. Е. Теория литературы. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2009. 432 с.

22. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 347 с.

23. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 265 с.

24. Долинин К. А. Интерпретация текста (Французский язык). М.: Просвещение, 1985. 288 с.

25. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

26. Соколовская Ж. В. Импрессионизм французской новеллы: Пьер Гамарра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-1. С. 162–165.

27. Долинин К. А. Стилистика французского языка. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. 303 с.

28. Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Прецедентный текст как редуцированный дискурс // Язык как творчество: сб. ст. к 70-летию В. П. Григорьева. М.: ИРЯ РАН, 1996. С. 297–302.


Рецензия

Для цитирования:


Карпухина Т.П. Жанро-стилевые характеристики новеллы Анны Гавальда "Petites pratiques Germanopratines" («Некоторые особенности Сен-Жермен»). Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(3):821-830. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-821-830

For citation:


Karpukhina T.P. Genre-and-Style Characteristics of Anna Gavalda’s Novella "Petites Pratiques Germanopratines" ("Peculiarities of Saint-Germain Boulevard"). The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(3):821-830. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-821-830

Просмотров: 506


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)