Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности поведения пользователей в социальных сетях как фактор формирования социальных представлений о брачном партнере

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-778-788

Аннотация

На основании результатов опроса ставится проблема поиска связи между поведением пользователей в социальных сетях и просматриваемым ими контентом, посвященным романтическим взаимоотношениям, с одной стороны, и социальными представлениями о брачном партнере – с другой. Опрос проводился на выборке 525 человек по авторской анкете, состоящей из трех блоков: 1) авторский опросник социальных представлений о романтических отношениях и браке, разработанный на основании контент-анализа эссе молодых людей и публикаций в социальных сетях; 2) блок социально-демографических характеристик; 3) блок о пользовании социальными сетями и другими каналами коммуникации. Результаты исследования показывают наличие связи между поведением пользователей в социальных сетях и их социальными представлениями о романтическом партнере и брачно-семейных отношениях. Обнаружено, что пользователи, которые часто просматривают в социальных сетях публикации на тему взаимоотношения мужчин и женщин, демонстрируют меньшую ориентацию на брак и долгосрочные романтические взаимоотношения, в большей мере склонны рассматривать романтические взаимоотношения как увлекательное приключение, допуская при этом возможность на разных этапах иметь разных спутников жизни. Наличие подобных элементов в социальных представлениях может обусловливать более терпимое отношение к таким феноменам, как незарегистрированный брак, развод, серийная моногамия.

Об авторе

Д. А. Шмидт
Индивидуальный предприниматель Шмидт Д. А.
Россия
г. Москва


Список литературы

1. Астахова Ю. Г., Агасарян М. В. Социология семьи. Липецк: Липецкий гос. технический ун-т, 2012. 67 с.

2. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2004. 286 с.

3. Вовк Е. А. Незарегистрированные отношения: разновидности брака или альтернатива ему? // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 2. С. 67–90.

4. Гурко Е. М. Представления студенческой молодежи о браке // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т. А. Гурко. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. С. 200–210.

5. Молевич Е. Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы // Женщина в российском обществе. 2002. № 2-3. С. 38–42.

6. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 78–83.

7. Погодина Е. К. Основы семейной жизни. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2003. 94 с.

8. Verhaeghe P. Love in a time of loneliness: Three essays on drives and desires. N. Y.: Other Press, 1999. 212 p.

9. Емельянова Т. П., Шмидт Д. А. Представления о будущем партнере и браке, транслируемые в социальной сети "ВКонтакте" // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 2. С. 46–65.

10. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations / eds. M. Farr, S. Moscovici. CambridgeParis: CUP, 1984. P. 3–69.

11. Емельянова Т. П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: ИП РАН, 2016. 475 с.

12. Strauss W., Howe N. The fourth turning: an American prophecy – what the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. N. Y.: Three Rivers Press, 1997. 400 р.

13. Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. N. Y.: Vintage, 2000. 432 p.

14. Balbi A. Finding love in a hopeless place: dating patterns of American millennials. 2016. 79 p. Honors Theses – Providence Campus, 21. Available at: https://scholarsarchive.jwu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1023&context=student_scholarship (дата обращения: 23.07.2019).

15. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z». М.: ВШЭ, 2019. 64 с.

16. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнесобразование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94–97.

17. Бауман З. Ретротопия. М.: ВЦИОМ, 2019. 156 с.

18. Selimi T. J. #Loneliness: the virus oh the modern age. Carlsbad, CA: BalboaPress, 2016. 236 p.

19. Abric J.-Cl. La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles // Actes de la Cinquième conférence Abric internationale sur les représentations sociales. Montréal, 2000. P. 87–88.

20. Flament C. Structure et dynamique des représentations sociales // Les représentations sociales / ed. D. Jodelet. Paris: PUF, 1989. P. 204–219.

21. Sartawi M. Exploring stability and change through social representations: towards an understanding of religious communities // The Cambridge Handbook of Social Representations / eds. G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge, 2015. Р. 341–357.

22. Galli I., Nigro G. The social representation of radioactivity among Italian children // Journal for the theory of social behavior. 1987. Vol. 26. № 3. P. 535–549. DOI: 10.1177/053901887026003004

23. Gervais M.-C. Social representations of nature: the case of the ‘Braer’ oil spill in Shetland. Ph. D. thesis. London School of Economics and Political Science, 1997. 336 p.

24. Biotechnology – the making of a global controversy / eds. M. W. Bauer, G. Gaskell. N. Y.: Cambridge University Press, 2002. 411 p.

25. Емельянова Т. П., Шмидт Д. А. Романтические отношения и брак в социальных представлениях поколений миллениалов и бэби-бумеров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 1. С. 29–43. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-29-43

26. Емельянова Т. П., Шмидт Д. А. Романтические отношения и готовность к браку, репрезентируемые интернет-сообществами (опыт анализа визуальных сообщений) // Социальная и экономическая психология. Ч. 2. Новые научные направления / отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. М.: ИП РАН, 2018. С. 321–336.


Рецензия

Для цитирования:


Шмидт Д.А. Особенности поведения пользователей в социальных сетях как фактор формирования социальных представлений о брачном партнере. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(3):778-788. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-778-788

For citation:


Shmidt D.A. Social Net Users’ Behavior as a Forming Factor of Social Representations about Spouse. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(3):778-788. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-778-788

Просмотров: 461


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)