Новые религиозные объединения: признаки, классификации и причины
Аннотация
В статье рассмотрены основные, общие и отличительные признаки современных нетрадиционных религиозных объединений, появившихся в последние 30–40 лет и характеризующиеся явственной либо имплицитной экстремистичностью. Последняя обусловлена как внешними факторами – неблагоприятным давлением нормализованной религиозной среды, преследованиями со стороны традиционных конфессий, так и, в большей степени, внутренними факторами собственного развития – конфронтацией как способом самоидентификации и самоутверждения. Выделены общие признаки. 1. Большинство современных «религиозных проектов» носит явно выраженный личностно-авторский характер. Вызревание предпосылок религиозного бума второй половины XX в. происходило в так называемой «богоискательской» среде религиозно и мистически настроенной интеллигенции, где религиогенез носил эзотерический и экзотический характер причудливых малочисленных и безобидных «кружков по интересам». 2. Использование одинаковых социальных техник. 3. Достижение контроля осуществляется в общем смысле через разрушение имеющейся «социально-естественной» личности и привитие новой, уже религиозной идентичности в новой среде обитания. Также выделены причины современного кризиса традиционных религий: отсутствие живых форм актуальной религиозной коммуникации с Богом; распыление идентичности.
Ключевые слова
Список литературы
1. Сафронов, А. Г. Религиозная мобильность. - http://www.countries.ru/Iibrarv/religio/relmob.htm.
2. Вандерхилл, Э. Мистики XX века. Энциклопедия. - М.: Локид, 2000. - 518 с.
3. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. Раздел 1. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий. http://www.philosophv.ru/iphras/librarv/bal/02.html Разд. 1.
4. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности: очерки о гуру. - М.: Прогресс- Традиция, 2002. -408 с.
5. Макдауэлл, Дж., Стюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1993. - 224 с.
6. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской православной церкви // Информационно-аналитический вестник № 1. изд. 3-е, доп. - Белгород, 2002. - 446 с.
7. Неокульты: «новые религии века»? Минск: Четыре четверти, 2000. - 240 с.
8. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384 с.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политической литература, 1991. - 527 с.
10. Сейид К. Будущее принадлежит исламу. - М.: Сантлада, 1993.
11. Луман, Н. Общество как социальная система. Логос, 2004. - 232 с.
12. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1281 с.
Рецензия
Для цитирования:
Красиков В.И. Новые религиозные объединения: признаки, классификации и причины. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(2):109-114.