Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

К предыстории полемики вокруг «Мертвых душ» (Триада Гомер – Шекспир – Гоголь в переписке В. Г. Белинского и К. С. Аксакова 1840 года)

Аннотация

Предметом анализа в нашей статье будет ближайшая предыстория спора вокруг «Мертвых душ», предпосылки к которому складывались еще до появления поэмы Гоголя. Смысловым «ядром» статьи Аксакова является его знаменитая «триада» Гомер – Шекспир – Гоголь. Белинский в своей рецензии на «странную брошюру» решительно отверг саму мысль о какой бы то ни было продуктивности подобного рода сопоставлений, хотя и не отрицал того факта, что в его литературно-критической практике такие сопоставления имели место и играли немаловажную роль. Здесь перед нами как бы двойное движение. С одной стороны, творчество Гомера и Шекспира не только поднималось на недосягаемую для других авторов высоту, но и наделялось статусом, на который в рамках рефлективно-традиционалистской эстетики и критики в принципе не могло претендовать никакое конкретное произведение искусства. Несогласованность «эстетического» и «исторического» аспектов «классификации» обусловливает неуверенный тон полемики с Аксаковым в анализируемом письме. «Трудно выговаривались» для Белинского не только слова о том, что Пушкин выше Гоголя, но и о том, что Пушкина можно поставить рядом с Гомером и Шекспиром и только Гомером и Шекспиром. В переписке двух критиков точка зрения Белинского была выражена таким образом, что у Аксакова не могло не создаться впечатления, что в дальнейшем она может быть существенно пересмотрена «в пользу» Гоголя. Что же касается Белинского, то «триада» Аксакова привлекала его своей ясностью, столь заметной на фоне тех противоречий, в которых запуталась его собственная мысль. Но и отталкивала она его не меньше, причем отталкивала как раз тем же, чем привлекала. Ясность Аксакова не отвечала сложному и противоречивому (богато противоречивому) впечатлению Белинского от творчества Пушкина и Гоголя, страдала «умозрительностью» и оборачивалась, в его глазах, той простотой, которая, как известно, в иных случаях хуже воровства.

Об авторе

Михаил Юрьевич Лучников
КемГУ
Россия


Список литературы

1. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981.

2. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1976 - 1982.

3. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.

4. Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы). Л., 1984.

5. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

6. Манн Ю. В поисках живой души. «Мертвые души»: писатель - критика - читатель. М., 1987.

7. Манн Ю. В. Белинский и развитие литературной теории // История всемирной литературы. В 9 т. М., 1989. - Т. 6.

8. Манн Ю. В. Начало // Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. М., 1976. Т. 1.

9. Манн Ю. В. Историческое направление литературоведческой мысли (1830-1840 годы) // Возникновение русской науки о литературе. М., 1975.

10. Манн, Ю. В. Об историко-литературной концепции Белинского // В. Г. Белинский и литературы Запада. АН СССР. Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького. - М., 1990.

11. Михайлов А. В. Из истории эстетики «энаргейи»: Бодмер и Брейтингер. Фюссли // Гётевские чтения. М., 1997.

12. Шиллер И. Х. Собрание сочинений: в 8 т. М,- Л., 1950.-Т. 6.

13. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. М., 1983.


Рецензия

Для цитирования:


Лучников М.Ю. К предыстории полемики вокруг «Мертвых душ» (Триада Гомер – Шекспир – Гоголь в переписке В. Г. Белинского и К. С. Аксакова 1840 года). Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(2):103-108.

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)