ИНТЕГРАТИВНОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Аннотация
Предметом исследования в данной статье является концептуальный анализ лексических единиц в языковом и коммуникативно-прагматическом аспектах. Цель исследования – дать теоретическое обоснование и показать на примерах возможности и достижения интегративного исследования в контексте современного когнитивного направления. Интегративный подход к семантике языковых единиц обусловлен тенденцией к обобщению как в сфере теории, так и в сфере практического анализа, чему во многом способствует включение в современную антропоцентрическую парадигму исследования в ее когнитивной и функционально-коммуникативной ориентации. В работе прослеживаются линии концептуальных исследований онтологической и гносеологической направленности, позволяющие представить формирование интегративной семантики лексических единиц. В процессе выявления онтологической семантики рассматривается формирование концепта на стадии конкретночувственного восприятия, осмысления и вербализации в процессе речемыслительной деятельности человека. Вторая линия базируется на разновидности концептуальной семантики и соответственно различных источниках ее выявления: лексикографических, ассоциативных, текстовых. Такой комплексный разноаспектный анализ проводится на примерах эмоциональной лексики, изначально уходящей корнями во времена античности и содержащей компонент религиозной семантики, впоследствии в большинстве своем утраченный в связи с уходом религии, что приводит к десакрализации семантики указанной лексики. В исследованиях последних лет активизируется разработка проблем когнитивного моделирования, в связи с чем в сфере концептуального анализа предлагается ориентация на создание когнитивной карты лексемы.
Об авторе
Н. И. ШапиловаРоссия
Шапилова Нина Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Список литературы
1. Белянин В. П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиции доминанты // Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990.
2. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 123 с.
3. Джусупов Н. М. Проблема построения когнитивной карты символа, функционирующего в художественном тексте // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. материалов / отв. ред. Н. Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, Ин-т языкознания Рос. Академии наук. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.
4. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2004.
5. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 506 с.
6. Кубрякова Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова "память" // Лингвистический анализ текста. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 85 – 91.
7. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996.
8. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. (Серия: Литературы и языка). М., 1993. № 1. Т. 52.
9. Обработка текста и когнитивные технологии: сб. ст. № 11 / ред.: В. Соловьёв, В. Гольдберг, В. Поляков. Казань. Казанский университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. 467 с.
10. Попова З. Д., Стернин И. С. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2003.
11. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997
Рецензия
Для цитирования:
Шапилова Н.И. ИНТЕГРАТИВНОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-4):249-253.
For citation:
Shapilova N.I. INTEGRATIVE CONCEPTUAL ANALYSIS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF GOGNITIVE MAP OF A LEXICAL UNIT. SibScript. 2015;(4-4):249-253. (In Russ.)