Preview

SibScript

Advanced search

Взаимосвязь семейных отношений с индивидуально-психологическими особенностями подростков

Abstract

Рассмотрены полезные функции супружеских отношений. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Семейные отношения в форме межличностных отношений осуществляются в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений. Наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, ответственность, самокритичность. В условиях гармоничности и полноценности семейных отношении почти всегда преобладает более эффективный, демократический стиль воспитания, в основе которого лежат внимание и поощрение, тогда как в семьях с преобладанием конфликтных ситуаций чаще отмечается авторитарный стиль воспитания, основанный на строгости и наказании. Проводилось тестирование подростков средней общеобразовательной школы № 10 г. Юрги, учащихся 6-х классов. В результате мы тестировали 30 подростков, а также их родителей в количестве 50 человек. После проведенного исследования, на основе характеристик классных руководителей, учителей, выяснилось, что большинство подростков, у кого родительские отношения протекают по типу «отвержение», «авторитарней гиперсоциализации», «маленький неудачник», являются детьми с девиантным поведением, и некоторые из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Существует тесная статистически достоверная взаимосвязь между родительскими отношениями и индивидуально-психологическими особенностями подростков, т. е. в зависимости от того, по какому типу протекают отношения родителей: «отвержения», «кооперации», «симбиоза», «авторитарной гиперсоциализации» или даже «инфантилизации».

About the Authors

Надежда Корытченкова
КемГУ
Russian Federation


Валентина Михайлова
КемГУ
Russian Federation


Л. Гальнева
Московская коллегия адвокатов
Russian Federation


И. Фокина
Московская коллегия адвокатов
Russian Federation


References

1. Бандура, А. Теория социологического научения. - СПб.: Евразия, 2000. - С. 320.

2. Буянов, М. П. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - С. 207.

3. Рожков М. И., Ковальчук М. А., Кузнецова И.В., Чернявская А. П., Рукавишникова Н. Г., Фетискин Н. П., Анисимова Н. П. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

4. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

5. Знаков, В. В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения социального достоинства // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 21 - 30.

6. Капралова Р. М. Влияние семейных отношений на волевое развитие подростков: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 1989.

7. Макаренко, А. С. Сочинения. В 4-х т. - М.: Просвещение, 1987. - Т. 4. - 566 с.

8. Макушина, О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 135- 143.

9. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. - 256 с.

10. Подласный, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

11. Рыбаков, С. Подросток глазами социолога // Народное образование. - 2001. - № 4. -С. 175- 177.

12. Сухомлинский, В. Мудрость родительской любви. - М., 1988.


Review

For citations:


 ,  ,  ,   . SibScript. 2007;(2):54-61. (In Russ.)

Views: 227


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)