К истории развития современных информационных технологий в учебных заведениях Кузбасса
Abstract
Описана работа Кемеровской студии телевидения: с 1958 по 1967 гг. работа телестудии осуществлялась в основном на местном материале, учебные кинофильмы по школьным дисциплинам демонстрировались практически без особых проблем, т. к. разрешающая способность телекамер того времени и их чувствительность были невысокие. С приходом учебных программ ЦТ совершенно отпала необходимость использования местного ТВ в изучении иностранных языков. Уменьшился объем местного вещания, стали меняться и подходы к образовательным передачам. Остались лишь отдельные направления и темы. Наряду с постоянно идущими передачами «В помощь школе. Физика» и «В помощь школе. Математика» появились в 1970 г. передачи, посвященные наиболее типичным ошибкам абитуриентов на вступительных экзаменах по физике, русскому языку, математике и химии. Для школьников сотрудники КемГУ проводили специальные телевизионные конкурсы, что впоследствии оказало прямое влияние на число абитуриентов и авторитет КемГУ. Элементы программированного обучения в вузах нашей области начали применять с 1965 г. Начиная с 1968 г., в отдельных институтах по рекомендациям республиканских методических кабинетов были созданы специальные комиссии по внедрению программированного обучения и технических средств обучения. В марте 1973 г. в КузПИ был создан студенческий вычислительный зал, который включал в себя ЭЦВМ с малыми ЭВМ типа «Наири» и «Проминь» и зал ЭКВМ. В 1974 г. начал функционировать отдел ТСО в КемГУ, созданный на базе учебного кабинета кафедры общей физики. В 1970-е гг. в вузах и школах Кузбасса начали использоваться простые и примитивные контрольно-тренировочные устройства типа ОП1. В процессе информатизации образования в Кемеровской области условно можно выделить три этапа. На первом этапа (1985–1990) были осуществлены централизованные поставки в школы Кузбасса компьютеров «Ямаха», «УКНЦ», «Корвет», «БК0010» и др. Всего было оснащено около 30 разных типов компьютерных классов, что составило ~ 85 % от объема потребностей. Все указанные компьютеры ни аппаратно, ни программно не были совместимы друг с другом. В 1985–1987 гг. обучение преподавателей информатике проводилось по безмашинному варианту на базе НГПИ и КемГУ. На втором этапе (1990–2000) завершились работы по переходу к изучению информатики с обязательным использованием компьютеров. Современный (третий) этап информатизации образования характеризуется тем, что в сфере образования задействовано несколько федеральных и областных программ, создаются условия для широкой межпредметной интеграции, реализуются задачи индивидуализации обучения каждого преподавателя использованию информационных технологий на занятиях, разрабатываются информационные ресурсы с современным техническим оснащением и программы повышения квалификации в новой форме, приспособленной для дистанционного обучения с применением электронных коммуникаций. Историю развития информационных технологий в Кузбассе можно проследить по истории создания Центра новых информационных технологий КемГУ (ЦНИТ КемГУ) в 1974 г.
About the Authors
Юрий КызыласовRussian Federation
Эльвира Грузина
Russian Federation
Ольга Тилина
Russian Federation
References
1. Афанасьев, К. Е. Архипова О. А., Богомолова С. С. Центр новых информационных технологий. Новая история. Кемерово: Полиграф, 2003.
2. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия). М; Воронеж: МОДЭК, 2002.
3. Борздун, В. Н. Информатизация образования в Кемеровской области: прошлое, настоящее, будущее // Информационно-аналитический сборник «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». - Кемерово: КРИПКиПРО, 2003. - С. 127.
4. Грузина Э. Э., Тилина О. В. Технические средства обучения. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
5. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства и методика их использования. М.: Академия, 2005.
6. Кызыласов Ю. И. Видеосопровождение учебного процесса. Тезисы докладов II Международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы, Оценки. Управление. Опыт». - Новосибирск, 2-22 апреля 1999 г.: НГУ. - С. 100.
7. Кызыласов, Ю. И., Пологрудов В. А. Некоторые вопросы использования технических средств обучения в учебных заведениях Кузбасса: сб. статей «Дорога длиною в три века». - Кемерово: ОблИУУ, 1999. - С. 48 - 54.
8. Кызыласов, Ю. И. Современные педагогические технологии при изучении школьного курса физики // Учитель Кузбасса. - 2003. - № 1. - С. 80 - 83.
Review
For citations:
, , . SibScript. 2007;(2):48-53. (In Russ.)