Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-471-480

Аннотация

Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению агрессии и агрессивного поведения. Отмечается тенденция к изучению агрессивных форм поведения с учетом разнообразных факторов (биологических, социокультурных, психологических), механизмов формирования, детерминант подкрепления, способов диагностики, контроля и коррекции. Акцентировано внимание на перспективности изучения агрессивных проявлений с позиций анализа формирования личности и самосознания. Показано, что структура самосознания, характерная для индивидов, склонных к агрессии, оказывается заметно деформированной, что объясняется исследователями разрывом между Я-реальным и Я-идеальным, нарушениями способов регуляции поведения, трудностями рефлексии. Раскрывается значение факторов, способных обусловить высокий уровень агрессивного поведения подростков: неблагоприятные стили семейных отношений, уклонение от участия в учебном процессе, влияние групп сверстников и т. д.Отмечается, что предрасположенность к агрессивному поведению может быть связана с небольшим репертуаром конструктивных копинг-стратегий, недостаточным уровнем развития когнитивных способностей, трудностями контроля и регуляции эмоций. В рамках эмпирического исследования изучаются психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности. Проанализированы различия в уровнях выраженности разных форм агрессивного поведения между группой несовершеннолетних правонарушителей и группой нормы. Выявлены значимые связи между акцентуациями характера и формами агрессивного поведения на выборках исследования. Показаны особенности самооценки и самоотношения, характерные для подростков, имеющих опыт противоправного поведения.

Об авторах

П. Р. Юсупов
Алтайский государственный университет
Россия

Павел Р. Юсупов

г. Барнаул



Т. А. Мардасова
Алтайский государственный университет
Россия

Татьяна А. Мардасова

г. Барнаул



А. С. Кузьмина
Алтайский государственный университет
Россия

Анна С. Кузьмина

г. Барнаул



Список литературы

1. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия коррекции. М.: МПСИ; Флинта, 1998, 96 с.

2. Печерский В. Г. Агрессивность в структуре межличностного взаимодействия делинквентной личности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 9. С. 115–123.

3. Дубинин С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 98–116.

4. Мельникова М. Л. Когнитивная составляющая агрессивного поведения подростков // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 8. C. 56–64.

5. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 3–18.

6. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: Ривьера, 1994. 178 с.

7. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1998. 210 с.

8. Канарейкина Т. А., Селиверстова Е. Н. Социально-педагогическая работа с семьями несовершеннолетних правонарушителей – воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа как потребность времени // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 34. С. 90–97.

9. Беличева С. А. Особенности процесса социализации детей и подростков: что нужно знать психологам, социальным педагогам и родителям // Академический вестник Академии социального управления. 2014. № 3. С. 3–18.

10. Братусь Б. С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1982. № 1. С. 12–19.

11. Ткач Е. Н., Ситникова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение агрессивных подростков с задержкой психического развития // Психология обучения. 2018. № 10. С. 30–40.

12. Ткачук О. А., Корнилов К. А. Агрессивное поведение подростков: причины возникновения и проблемы коррекции // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 20. № 4. С. 86–92.

13. Иванов Д. В. Взаимосвязь акцентуаций характера и состояний агрессии у подростков, употребляющих психоактивные вещества // Мир психологии. 2017. № 1. С. 144–153.

14. McCarthy J. B. Narcissism and the self in homicidal adolescents // American Journal of Psychoanalysis. 1978. Vol. 38. 19–29. DOI: 10.1007/BF01250119

15. Perri D. G., Bussey K. Social development. New Jersey: Prentice Hall; Pearson Education, 1984. 402 p.

16. Карабанова О. А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 295–299.

17. Сечко А. В., Донскова Н. В. Деструктивно-агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных и его коррекция в подростковом возрасте // Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях / под общ. ред. А. В. Кокурина, В. И. Екимовой, Е. А. Орловой. Пермь: ИП Сигитов Т. М., 2018. С. 154–175.

18. Дозорцева Е. Г., Ошевский Д. С. Развитие открытой, скрытой агрессии и совершение подростками правонарушений // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 48–55.

19. Змановская Е. В. Девиантология; 2-е изд., испр. М.: Academia, 2004. 287 с.

20. Мизонова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды при работе с девиантными подростками // Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества: сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 1 марта 2017 г.) Саранск, 2017. С. 53–58.

21. Тюлюсов К. А. Причины и профилактика агрессивного поведения в среде несовершеннолетних осужденных // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: мат-лы Всерос. науч. конф. адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с Междунар. участием. (Самара, 19 апреля 2019 г.) Самара, 2019. С. 221–224.

22. Литвишков В. М. Работа психологов с подростками, проявляющими деструктивно-агрессивное поведение в воспитательной колонии // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 11. С. 202–206.

23. Масагутов Р. М., Ениколопов С. Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №1. С. 119–124.

24. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 97–102.

25. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. 406 с.

26. Ушанова А. А. Личностные детерминанты агрессии подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 23 с.

27. Практикум по психологии состояний / под ред. проф. О. А. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.

28. Батаршев А. В. Диагностика черт личности и акцентуаций. М.: Психотерапия, 2006. 282 с.

29. Основы психологии; 7-е изд. / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.


Рецензия

Для цитирования:


Юсупов П.Р., Мардасова Т.А., Кузьмина А.С. Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):471-480. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-471-480

For citation:


Yusupov P.R., Mardasova T.A., Kuzmina A.S. Aggressive Behavior of Juvenile Offenders in the Context of Character Accentuations and Personal Self-Conception. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):471-480. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-471-480

Просмотров: 580


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)