Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Комплексный психофизиологический подход к оценке адаптивных возможностей обучающихся подросткового возраста с различными типами вегетативной регуляции

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-444-454

Аннотация

С целью выявления взаимосвязи психосоциальной и физиологической адаптации подростков проанализированы типологические особенности психовегетативного, нейрофизиологического и эндокринного статусов 214 школьников обоего пола в возрасте 14–16 лет. Тип вегетативной регуляции определяли по данным кардиоритмографии. У подростков с симпатикотонией, ваготонией и эйтонией сравнивали показатели нейродинамики, эмоционального состояния, социально-психологической адаптации, а также содержание кортизола и тестостерона в слюне. Межсистемные взаимосвязи оценивали путем корреляционного анализа, на основании которого было установлено, что у подростков с преобладанием симпатических влияний отмечалась наибольшая степень сопряженности социально-психологических и вегетативных компонентов функциональной системы: по мере увеличения тревожности и проявлений социально-психологической дезадаптации усиливаются эрготропные влияния на сердечный ритм. У ваготоников было выявлено значительно меньшее общее количество корреляций, при этом проявлялась отчетливая взаимосвязь повышения уровня тревожности и усиления выраженности парасимпатических влияний. Подростки с эйтонией характеризовались меньшим количеством связей между показателями психологического, нейродинамического и вегетативного уровней по сравнению с представителями других типов вегетативной регуляции. На основании комплексной оценки полученных результатов у подростков были выделены типы адаптивных стратегий: трофотропный гипореактивный, характерный для ваготоников, особенно мальчиков с относительно высоким уровнем секреции стероидных гормонов; эрготропный гиперреактивный у симпатотоников, особенно у мальчиков с низким уровнем анаболических и катаболических стероидов и у девочек с относительно высоким содержанием тестостерона; сбалансированный, выявляемый у подростков с эйтонией. Полученные данные могут использоваться при создании педагогических условий для совершенствования адаптационных возможностей школьников, формирования и эффективной реализации индивидуального стиля деятельности и успешного обучения в подростковом периоде онтогенеза.

Об авторах

Э. М. Казин
Кемеровский государственный университет
Россия

Эдуард М. Казин

г. Кемерово



Л. А. Варич
Кемеровский государственный университет
Россия

Лидия А. Варич

г. Кемерово



О. Л. Тарасова
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия

Ольга Л. Тарасова

г. Кемерово



О. Н. Четверик
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Россия

Ольга Н. Четверик

г. Кемерово



Н. Н. Кошко
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
Россия

Наталья Н. Кошко

г. Кемерово



Л. В. Арлашева
Старопестерёвская средняя школа
Россия

Людмила В. Арлашева

с. Старопестерёво



Н. В. Немолочная
Кемеровский государственный университет
Россия

Нина В. Немолочная

г. Кемерово



Список литературы

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: ПедиатрЪ, 2014. 388 с.

2. Дубровинская Н. В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста // Физиология человека. 2015. Т. 41. № 2. С. 113–122. DOI: 10.7868/S013116461502006X

3. Вейн А. М., Вознесенская Т. Г., Воробьева О. В. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение. М.: МИА, 2003. 749 с.

4. Медведев В. И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т психологии; Ин-т мозга человека, 2003. 550 с.

5. Шаханова А. В., Глазун Т. В. Образование и здоровье: физиологические аспекты. Майкоп: АГУ, 2008. 195 с.

6. Казин Э. М., Руднева Е. Л., Касаткина Н. Э. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика; 3-е изд., перераб. М.: Омега-Л, 2013. 443 с.

7. Нежкина Н. Н., Майорова М. К. Психофизическая тренировка – технология формирования здоровья школьников и повышения качества образования. М.: МГПИ, 2009. 28 с.

8. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Абаскалова Н. П., Айдаркин Е. К., Федоров А. И., Свиридова И. А. Школьная адаптация подростков с различным типом вегетативной регуляции и проблемы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся (методологические и организационнопедагогические аспекты) // Валеология. 2015. № 1. С. 42–49.

9. Тарасова О. Л., Казин Э. М., Федоров А. И., Игишева Л. Н., Четверик О. Н. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности // Физиология человека. 2017. Т. 43. № 1. С. 45–54. DOI: 10.7868/S0131164616060199

10. Баевский Р. М., Иванов Г. Г., Гаврилушкин А. П., Довгалевский П. Я., Кукушкин Ю. А., Миронова Т. Ф., Прилуцкий Д. А., Семенов А. В., Федоров В. Ф., Флейшман А. Н., Медведев М. М., Чирейкин Л. В. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1) // Вестник аритмологии. 2002. № 24. С. 65–86.

11. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2009. 254 с.

12. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ» // Валеология. 2004. № 4. С. 70–73.

13. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.

14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 303 с.

15. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул, 2007. 61 с.

16. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

17. Ozgocer T., Yildiz S., Uçar C. Development and validation of an enzyme-linked immunosorbent assay for detection of cortisol in human saliva // Journal of Immunoassay and Immunochemistry. 2017. Vol. 38. № 2. P. 147–164. DOI: 10.1080/15321819.2016.1230130

18. Thomas L. Labor und Diagnose: Indikation und Bewertung von Laborbefunden für die medizinische Diagnostik. 8 Auflage. Frankfurt/Main: TH-Books-Verlags-Gesellschaft, 2012. 2360 S.

19. Kashdan E., Duncan D., Parnell A., Schattler H. Mathematical methods in systems biology // Mathematical Biosciences and Engineering. 2016. Vol. 13. № 6. P. i–ii. DOI: 10.3934/mbe.201606i

20. Захарьев Я. О., Захарьева Н. Н. Новый методический подход в преподавании материала с учетом типов вегетативной регуляции нервной системы учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5. С. 73–75.

21. Андреев А. В., Нежкина Н. Н., Фомин Ф. Ю. Аппаратно-программный комплекс по определению индивидуального режима двигательной активности на основе комплексной оценки вегетативного гомеостаза // Новые задачи современной медицины: мат-лы III Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 20–23 декабря 2014 г.) СПб., 2014. С. 19–22.

22. Тарасова О. Л., Казин Э. М., Четверик О. Н., Зарченко П. Ю., Арлашева Л. В., Максимова Н. В. Возрастные и типологические особенности психовегетативного статуса школьников: результаты комплексного психофизиологического мониторинга // Валеология. 2015. № 4. С. 33–40. DOI: 10.18522/2218-2268-2015-4-33-40

23. Толочек В. А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 2. С. 43–52.

24. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Акад., 2000. 180 с.

25. Fiol-Veny A., Balle M., De la Torre-Luque A., Bornas X. Negative cognitive emotion regulation as a predictor of adolescent heart rate variability and entropy under social stress // Anxiety, Stress and Coping. 2019. Vol. 32. № 6. P. 641–653. DOI: 10.1080/10615806.2019.1641199

26. Mosley E., Laborde S., Kavanagh Е. Coping related variables, cardiac vagal activity and working memory performance under pressure // Acta Psychologica. 2018. Vol. 191. P. 179–189. DOI: 10.1016/j.actpsy.2018.09.007

27. Weissman D. G., Guyer A. E., Ferrer E., Robins R.W., Hastings P. D. Adolescents' brain-autonomic coupling during emotion processing // Neuroimage. 2018. Vol. 183. P. 818–827. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2018.08.069

28. Vreeburg S. A., Kruijtzer B. P., van Pelt J., van Dyck R., DeRijk R. H., Hoogendijk W. J., Smit J. H., Zitman F. G., Penninx B. W. Associations between sociodemographic, sampling and health factors and various salivary cortisol indicators in a large sample without psychopathology // Psychoneuroendocrinology. 2009. Vol. 34. № 8. P. 1109–1120. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2009.04.024

29. Gunnar M. R., Wewerka S., Frenn K., Long J. D., Griggs C. Developmental changes in hypothalamus-pituitary-adrenal activity over the transition to adolescence: Normative changes and associations with puberty // Development and Psychopathology. 2009. Vol. 21. № 1. P. 69–85. DOI: 10.1017/S0954579409000054

30. Ермакова И. В., Адамовская О. Н., Сельверова Н. Б. Изменение вегетативной регуляции сердечного ритма и уровня кортизола при умственной нагрузке у младших подростков // Новые исследования. 2015. № 4. С. 105–116.

31. Ермакова И. B., Адамовская О. Н., Сельверова Н. Б. Особенности физического развития, гормонального статуса, вегетативной нервной регуляции сердечного ритма и психоэмоционального состояния подростков на IV–V стадии пубертата // Новые исследования. 2017. № 1. С. 32–41.

32. Giagulli V. A., Castellana M., Pelusi C., Triggiani V. Androgens, body composition, and their metabolism based on sex // Frontiers of Hormone Research. 2019. Vol. 53. P. 18–32. DOI: 10.1159/000494900

33. Скосырева Г. А., Рябиченко Т. И., Тимофеева Е. П., Карцева Т. В., Косьянова Т. Г., Селятицкая В. Г., Трунов А. Н. Состояние здоровья девочек-подростков с повышенным уровнем дегидроэпиандростерона сульфата // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2014. Т. 59. № 5. С. 77–81.

34. Pasquali R., Oriolo C. Obesity and Androgens in Women // Frontiers of Hormone Research. 2019. Vol. 53. P. 120–134. DOI: 10.1159/000494908


Рецензия

Для цитирования:


Казин Э.М., Варич Л.А., Тарасова О.Л., Четверик О.Н., Кошко Н.Н., Арлашева Л.В., Немолочная Н.В. Комплексный психофизиологический подход к оценке адаптивных возможностей обучающихся подросткового возраста с различными типами вегетативной регуляции. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):444-454. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-444-454

For citation:


Kazin E.M., Varich L.A., Tarasova O.L., Chetverik O.N., Koshko N.N., Arlasheva L.V., Nemolochnaya N.V. Comprehensive Psycho-Physiological Approach to the Assessment of Adaptive Capacity of Teenage Schoolchildren with Different Types of Vegetative Regulation. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):444-454. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-444-454

Просмотров: 531


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)