Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности развития личности, характеризующейся состоянием выученной беспомощности, на разных этапах онтогенеза

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-397-408

Аннотация

Открытая американскими позитивистами в 1970-х гг. выученная беспомощность может быть рассмотрена с двух позиций: как процесс и как результат. Факт сформированности состояния выученной беспомощности определяется дефицитом развития или выраженным нарушением в одной из сфер личности, которую состояние выученной беспомощности напрямую затрагивает: эмоциональная, мотивационная, волевая и когнитивные сферы личности. Однако возможность выявления выученно беспомощного состояния не является достаточной в плане оказания своевременной, системной психологической помощи. Возможность определить потенциальный риск возникновения и укрепления данного состояния в структуре личности на разных этапах онтогенетического развития (то есть подойти к его изучению с точки зрения процессуальности) – основная задача превентивной диагностики и планомерной профилактики состояния выученной беспомощности. В статье описано исследование особенностей формирования состояния выученной беспомощности на разных этапах онтогенеза (с периода старшего дошкольного до юношеского возраста) с целью выявления ее (беспомощности) маркеров, обнаружение которых создает возможность разработки специальной матрицы уязвимости сфер личности, связанных со структурными компонентами выученной беспомощности. Фрагменты исследования, представленные в материалах статьи, наглядно иллюстрируют логику построения системы психологической помощи, направленной на своевременную (первичную и вторичную) профилактику состояния выученной беспомощности у детей старшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

Об авторе

О. В. Волкова
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия

Олеся В. Волкова

г. Красноярск



Список литературы

1. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

2. Seligman M. E. P. What You Can Change & What You Can't. N. Y.: Knopf, 1993. 359 p.

3. Overmier J. B., Seligman M. E. P. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding // Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1967. Vol. 63. № 1. P. 28–33. DOI: 10.1037/h0024166

4. Abramson L. Y., Metalsky G. I., Alloy L. B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression // Psychological Review. 1989. Vol. 96. № 2. P. 358–372. DOI: 10.1037/0033-295X.96.2.358

5. Peterson C., Maier S. F., Seligman M. E. P. Learned helplessness: a theory for the age of personal control. N. Y.: Oxford University Press, 1993. 359 p.

6. Hiroto D. Locus of control and learned helplessness // Journal of Experimental Psychology. 1974. Vol. 102. № 2. P. 187–193.

7. Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М.: Академия, 2010. 410 с.

8. Веденеева Е. В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 186–189.

9. Яковлева Ю. В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 5. С. 161–165.

10. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат-лы I Всерос. науч.-практ. (заочная) конф. (Санкт-Петербург, 15–17 января 2011 г.) СПб.: НИИРРР, 2011. С. 174–181.

11. Забелина Е. В. Коммуникативная активность и беспомощность подростков: результаты формирующего эксперимента // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 5. С. 170–173.

12. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989. 135 с.

13. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ; Флинта, 1999. 672 с.

14. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М.: Книга по требованию, 2013. 432 с.

15. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2016. 359 с.

16. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

17. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001. 464 с.

18. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития; 5-е изд. СПБ.: Питер, 2003. 976 с.

19. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 672 с.

20. Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества. Л.: Интерполиграфцентр, 1991. 188 с.

21. Саенко А. В., Гончарова Е. В. Детско-родительские отношения как фактор неуспеваемости первоклассника // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой науч.-практ. конф. ТОГУ. (Хабаровск, 15 июня 2016 г.) Хабаровск: ТОГУ, 2016. Т. 2. С. 277–281.

22. Резванцева М. О., Буланова О. Б. Детско-родительские отношения у младших школьников с инфантильными чертами поведения // Современная прикладная психология: теория и практика: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. «XII Левитовские чтения». (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) М.: МГОУ, 2017. Т. 2. С. 96–100.

23. Туктарова Р. Р. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста // Ресурсы региона: культурно-историческое развитие в контексте науки и образования: мат-лы Всерос. науч.практ. конф. (Славянск-на-Кубани, 12–16 сентября 2014 г.) Славянск-на-Кубани: Филиал КубГУ в г. Славянскена-Кубани, 2014. С. 296–299.

24. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. А., Гуткина Н. И., Данилова Е. Е., Екимова В. И., Зацепин В. В., Лубовский Д. В., Николаева А. Б., Пахальян В. Э., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Академия, 1995. 170 с.

25. Шумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.: Изд. института психотерапии, 2000. 108 с.

26. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002. 416 с.

27. Лихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: понять и договориться / ред. Л. А. Регуш. СПб.: Союз, 2001. С. 49–73.

28. Коган Б. М., Яшин А. А. Влияние детско-родительских отношений на уровень когнитивной ригидности подростков // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1. С. 45–53.

29. Сердюковская Г. Н., Арнольди И. А. Здоровье подростка. М.: Знание, 1967. 48 с.

30. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research // Developmental Psychology. 1982. № 18. Р. 341–358.

31. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2001. 304 с.

32. Волкова О. В. Компоненты и механизмы формирования выученной беспомощности у детей с ослабленным здоровьем: онтогенетический подход // Сибирское медицинское обозрение. 2014. № 4. С. 86–91.

33. Кравцова Н. А. Самооценка и «я» функции личности подростков, страдающих психосоматическими расстройствами // Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: мат-лы Междунар. науч.практ. конф. (Владивосток, 15–19 сентября 2011 г.) Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2011. С. 139–146.

34. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 27–29.

35. Волкова О. В. Выученная беспомощность: технология исследования генеза. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2018. 280 с.


Рецензия

Для цитирования:


Волкова О.В. Особенности развития личности, характеризующейся состоянием выученной беспомощности, на разных этапах онтогенеза. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(2):397-408. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-397-408

For citation:


Volkova O.V. Development of Personality with Learned Helplessness at Different Stages of Ontogenesis. The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(2):397-408. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-397-408

Просмотров: 706


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)