Preview

SibScript

Advanced search

Психолого-педагогические условия формирования толерантности у будущих специалистов по социальной работе

Abstract

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, свобода, ответственность, защищённость, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора. В процессе формирования толерантности воспитывается в студенческом коллективе потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их половой, возрастной, образовательной, сексуально-ориентационной, национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Для активизации процесса изучения и развития толерантности нами была разработана программа тренинга «Формирование толерантной установки в процессе ценностного самоопределения студентов вуза». Описаны этапы проведения тренинга. Для оценки эффективности тренинга используется блок диагностических методик, позволяющий выявить уровень толерантной установки. Методики использовались перед началом тренинга и после его завершения. В результате тренинговой работы происходят важные изменения в личности – регулируются отношения с окружающими, повышается самооценка, студенты начинают более адекватно воспринимать себя и других, развиваются навыки общения и т. д. – повышается уровень толерантности личности. Специалисту, независимо от сферы деятельности, необходимо уметь принимать решения и нести за них ответственность, уметь критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента и т. д. – в процессе тренинговой работы и прохождении курса данные качества формируются и развиваются.

About the Author

Е. Кривцова
Кемеровский государственный университет
Russian Federation


References

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. М, 1999.

2. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М, 1977.

3. Вульфов Б. 3. Воспитание и толерантность: сущность и средства // Воспитание и дополнительное образования детей и молодежи. 2002. № 6.

4. Емельянов Ю. Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 81–87.

5. Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курган. 2000.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

7. Мириманова М. С. Конфликтология. М., 2004. 320 с.

8. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

9. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966.

10. Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 57–63.

11. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М., 2004. 80 с.¶


Review

For citations:


  . SibScript. 2007;(1):171-176. (In Russ.)

Views: 208


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)