Особенности образа будущей профессии у студентов специальности «социальная работа»
Abstract
Мы предположили, что образ социальной работы как профессии у студентов этой специальности и работающих специалистов различаются по таким когнитивных компонентам, как профессионально значимые качества, знания, умения и навыки специалиста, цели и средства осуществления деятельности специалиста по социальной работе. Исследование проводилось на базе социально-психологического факультета (СПФ) КемГУ и Комплексных центров социального обслуживания населения (КСЦОН) Центрального, Ленинского и Заводского районов города Кемерово. Выборку составили 30 студентов 5 курса СПФ специальности «Социальная работа» и 60 сотрудников КЦСОН. Различия в образе профессии «Социальная работа» у студентов и работающих в социальной сфере специалистов были обнаружены по следующим параметрам: в иерархии профессионально важных качеств специалиста по социальной работе; в оценке общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков; в ориентирах на условия и средства осуществления профессиональной деятельности и ее цели. Данные различия обусловлены принадлежностью респондентов к выделенным нами в исследовании группам и соответственно спецификой их деятельности. Максимальные различия образа профессии «социальная работа» наблюдаются у студентов и специалистов, осуществляющих обслуживание клиентов непосредственно на дому, минимальные – у студентов и специалистов, консультирующих клиентов в Центрах. Студенты СПФ представляют специалиста по социальной работе как властного и лидирующего, уверенного в себе, упорного и настойчивого профессионала, обладающего качествами наставника, организатора и руководителя. При этом важнейшей составляющей образа специалиста социальной сферы студенты видят толерантность. По мнению студентов, специалист по социальной работе сосредоточен прежде всего на консультативной, коррекционной и учебно-воспитательной деятельности. В своей деятельности специалист опирается, в первую очередь, на знания социальной экономики и технологий социальной работы. Кроме того, специалист активно применяет свои организаторские и коммуникативные навыки, навыки работы на компьютере и владения иностранным языком. Студентам представляется, что специалист работает преимущественно в обстановке кабинета, используя как основное средство труда персональный компьютер, а не свои физические ресурсы и обеспечивает клиенту условия, необходимые ему для самостоятельного решения проблем.
About the Authors
Е. ГригорьеваRussian Federation
Н. Хакимова
Russian Federation
О. Терпугова
Russian Federation
References
1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004. 336 с.
2. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 2003. 183 с.
3. Психология профессиональной подготовки / под ред. Никифорова Г. С. СПб., 1993. 172 с.
4. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. 207 с.
Review
For citations:
, , . SibScript. 2007;(1):160-166. (In Russ.)