Взаимосвязь личностной и профессиональной зрелости специалиста
Аннотация
Рассмотрены понятия – специалист, профессионал зрелость, психологическая зрелость, профессиональная зрелость. Профессиональная зрелость личности включает не только психологическую готовность к профессиональной деятельности, но и социальную, нравственную зрелость личности. Нравственная зрелость личности профессионала отражает нравственное сознание специалиста. Оно содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность. Профессионализм специалистов – это внутренний ресурс личности. Его детерминируют мотивы профессиональной самореализации. Специфика профессионализма специалистов связана с гуманистической направленностью личности, высокими деонтологическими принципами, реализующимися в нравственном сознании и профессиональном самосознании специалистов. Она включает такие понятия, как нравственные знания, нравственные убеждения, нравственные потребности, которые характеризуют степень психологической готовности к постоянному самоизменению, укрепление у себя «ресурса успеха» и уверенность в своих силах, отсутствие сопротивления инновациям, индивидуальную, социальную и экономическую ответственность, конкурентоспособность.
Об авторах
А. Г. ПортноваРоссия
Е. Л. Холодцева
Россия
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни. Славская. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
4. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.
5. Бодалев А. А. О феномене акмг и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. М., 1995. № 3.
6. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1996.
7. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. С. 18–19.
8. Веселова Е. К. Психологическая деонтология: дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 402 с.
9. Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: автореф. дис. Екатеринбург: Уральский госуд. проф.-педагог, университет. – 2001. – 40 с.
10. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // ПЖ. 1988. № 4. С. 21.
11. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5–14.
12. Комаревцева Е. А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения – 2006: мат-лы научно-практической конференции / под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. С. 257–259.
13. Кон И. С. Социальная психология. М.; Воронеж, 1999.
14. Кузнецов Ю. Г. Психологическая оценка формирования профессиональной зрелости учащихся профтехучилищ: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1990. 239 с.
15. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. 1995. № 1. С. 4–8.
16. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.
17. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
18. Медведева Г. П. Этика социальной работы: учеб, пособие для вузов. М.: Ключ-С, 1998. 96 с.
19. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
20. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.
21. Москаленко О. В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. Астрахань, 1996. С. 8.
22. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
23. Портнова А. Г. Методологические подходы к определению критериев психического развития // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1999. Вып. 3.
24. Реан А. А., Рыбалко Е. Ф., Грищенко Н. А. и др. Проблемы общей акмеологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 156 с.
25. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.
26. Реан А. А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. СПб., 1995.
27. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. № 4С. 249–251.
28. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
29. Семенов М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости // http://selfmoney.narod.ru/semen.htm
30. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
31. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.
32. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. М., 2002. № 4. С. 17–20.
33. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала: учеб, пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 2005. 240 с.
34. Холодцева Е. Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Барнаул, БГПУ. 2006. 214 с.
35. Чеснокова И. И. Развитие самосознания. М, 1977. С. 109–110.
36. Швеньк Е. В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения – 2006: мат-лы научно-практической конференции / под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. С.235–237.
37. May R. Psychology and the Human dilemma. Princeton (N. J.), 1967.
38. May R. Psychotherapy and conseling // Ed. by L. K. Frank, R. May, F. M. Allen (a.o.). New York, 1955.
Рецензия
Для цитирования:
Портнова А.Г., Холодцева Е.Л. Взаимосвязь личностной и профессиональной зрелости специалиста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):65-72.