Теоретические подходы к понятию «одаренность»
Аннотация
Рассмотрены различные научные концепции одаренности, отражающие сложность и многомерность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Основные моменты одаренности: 1) это интегральное свойство личности (высокий уровень развития интеллекта, креативность, мотивационный компонент, благоприятная стимулирующая сред); 2) одаренность множественна; 3) это природный дар, комплекс природных задатков, генетически передаваемая база, основа для развития определенных способностей; 4) динамическое, изменяющееся во времени явление как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между структурными компонентами. В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
Список литературы
1. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие / под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 278 с.
2. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция одаренности / науч. ред. В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1998. 68 с.
3. Горелова В. И., Степанов И. Вырастет талант... // Народное образование. 1996. № 8.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2000. 356 с.
5. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблема практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993.
6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.
7. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5.
8. Одаренные дети; пер. с англ. / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
9. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416 с.
11. Репин С. Талантам надо помогать // Народное образование. 1996. № 8.
12. Савенков А. И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа. 2000. № 1.
13. Савенков А. И. Одаренный ребёнок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001. 208 с.
14. Савенков А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. 1998. № 3.
15. Сиротин О. Необходимое условие – индивидуализация // Народное образование. 1996. № 8.
16. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Субботина Л.Г. Теоретические подходы к понятию «одаренность». Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):29-34.