Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973

Аннотация

Статья посвящена описанию кросскультурного сравнения особенностей и связи личностной и этнической идентичности студентов в условиях поликультурной образовательной среды. Исследование проведено с участием 141 студента (российские студенты – 48 человек, европейские студенты – 45, китайские студенты – 48). Психодиагностические методы исследования: опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой), опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова). Выявлены общие и специфические особенности личностной и этнической идентичности каждой группы студентов. Установлено, что общим в структуре личностной идентичности является значимость рефлексии и идентификация собственной учебно-профессиональной ролевой позиции, в структуре этнической идентичности для всех групп характерен повышенный уровень позитивной этноидентичности и средняя выраженность этноиндифферентности. Специфическим в содержании личностной идентичности для российских студентов является большая выраженность Социального Я (профессия, семья), Перспективного Я и Рефлексивного Я, в отличие от студентов других групп. Для европейских студентов характерно большее проявление этнонигилизма. Китайские студенты демонстрируют более выраженные параметры гиперидентичности. В каждой эмпирической группе студентов установлены два типа, отличающиеся спецификой взаимосвязи личностной и этнической идентичности. Результаты позволяют определить мишени психологического сопровождения студентов в процессе их самоидентификации в условиях поликультурного образовательного пространства.

Об авторах

Т. Г. Бохан
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
634050, г. Томск, пр-т Ленина, 36


М. В. Шабаловская
Сибирский государственный медицинский университет
Россия
634050, г. Томск, Московский тр., 2


Ю. В. Бородич
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
634050, г. Томск, пр-т Ленина, 36


О. В. Терехина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
634050, г. Томск, пр-т Ленина, 36


А. Л. Ульянич
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия
634050, г. Томск, пр-т Ленина, 36


Список литературы

1. Богданова А. И., Осипова С. И. Инновационная поликультурная образовательная среда в контексте формирования толерантной личности // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 49–54.

2. Пилюгина Е. И., Тараненко О. Н. Исследование уровня самооценки и особенности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 68–71.

3. Овчинников А. А., Султанова А. Н., Лазурина А. С., Сычева Т. Ю. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов (литературный обзор) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2018. № 1. С. 89–96. DOI: 10.26617/1810-3111-2018-1(98)-89-96

4. Чухрова М. Г., Султанова А. Н., Зыбина Л. Н. Социальное поведение и психоэмоциональное состояние иностранных студентов в российском университете // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3. С. 302–305.

5. Шамионов Р. М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросс-культурным исследованиям субъективного благополучия личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 7–19.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с. 7. Муха В. Н., Литовка В. А. Личностная и социальная идентичность: проблема соотношения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 6. С. 16–20.

7. Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ФОРУМ, 2011. 208 с.

8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический проект, 1999. 320 с.

9. Schotte K., Stanat Р., Edele A. Is integration always most adaptive? The role of cultural identity in academic achievement and in psychological adaptation of immigrant students in Germany // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. № 1. P. 16–37. DOI: 10.1007/s10964-017-0737-x

10. Umaña-Taylor A. J., Kornienko О., Bayless S. D., Updegraff К. А. A universal intervention program increases ethnic-racial identity exploration and resolution to predict adolescent psychosocial functioning one year later // Journal of Youth and Adolescence. 2018. Vol. 47. № 1. P. 1–15. DOI: 10.1007/s10964-017-0766-5

11. Umaña-Taylor A. J., Douglass S., Updegraff К. А., Marsiglia F. F. A small‐scale randomized efficacy trial of the identity project: promoting adolescents’ ethnic–racial identity exploration and resolution // Child Development. 2017. Vol. 89. № 3. P. 862–870. DOI: 10.1111/cdev.12755

12. Vélez M. M., Nguyen D. J., Lee R. M. Ethnic-racial identity development in adolescents and young adults // Promoting Health Equity Among Racially and Ethnically Diverse Adolescents. 2018. Vol. 10. P. 65–84. DOI: 10.1007/978-3-319-97205-3_5

13. Piña-Watson B., Martinez A. J., Cruz L. N., Llamas J. D., López B. G. Ethnic identity affirmation as a strength for Mexican descent academic outcomes: Psychological functioning and academic attitudes as mediators // Psychology in the Schools. 2018. Vol. 55. № 10. P. 1155–1170. DOI: 10.1002/pits.22188

14. Sica L. S., Luyckx K., Goossens L., Ragozini G., Sestito L. A. Identity statuses and event-Focused narratives at university starting point in Italy // Journal of Adult Development. 2017. Vol. 24. № 2. P. 89–108. DOI: 10.1007/s10804-016-9249-2

15. Железняков А. С., Литвинова Т. Н. Проблема формирования российской национальной идентичности в условиях этнического многообразия // Россия реформирующаяся. 2012. № 11. С. 367–383.

16. Шикова Р. Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1. С. 109–113.

17. Рожкова Л. В. Идентичность современной студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 2. С. 55–63.

18. Кочина Е. А. Надэтническая идентичность в условиях современных социокультурных трансформаций (на примере республики Хакасия) // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1. С. 227–231.

19. Максимова Л. А., Валиев Р. А., Руженцева Н. Б., Валиева Т. В. Региональная идентичность в юношеском возрасте как маркер личностной связи с территорией проживания // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2019240208

20. Агарков А. А. Социальная идентичность молодежи как проблема социальной политики // Омский научный вестник. 2009. № 6. С. 81–85.

21. Мадюкова С. А., Персидская О. А., Попков Ю. В. Общенациональная и этническая идентичность молодежи этнических групп республик Сибири в сравнительной перспективе // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 69–83. DOI: 10.17805/zpu.2017.3.6

22. Аксютин Ю. М., Евдокимов А. И., Захарова А. А., Кочина Е. А. Российская национальная идентичность: новые риски и способы преодоления (на примере Южной Сибири). Уфа: Аэтерна, 2016. 118 с.

23. Солдатова Г. У., Рыжова С. В. Типы этнической идентичности // Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. С. 140–146.

24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.

25. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 328 с.

26. Ходаковская О. В. Социальная и личностная идентичность в юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 24 с.

27. Истомина О. Б. О типах этнической идентичности // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 61–65.

28. Истомина О. Б. Психология межэтнического взаимодействия: диспозиции и особенности в современном обществе // European Social Science Journal. 2016. № 11. С. 325–329.

29. Гришина А. В., Лунин С. Л. Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 2. С. 46–55.


Рецензия

Для цитирования:


Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Бородич Ю.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л. Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(4):962-973. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973

For citation:


Bokhan T.G., Shabalovskaya M.V., Borodich J.V., Terekhina O.V., Ulyanich A.L. Personal and Ethnic Identity in Students: a Cross-Cultural Comparison. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(4):962-973. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973

Просмотров: 673


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)