СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье представлен обзор концепций и теорий ценностных ориентаций в контексте этнической социализации личности. Подчеркивается актуальность проблемы становления системы ценностных ориентаций личности в условиях глобализации. Обосновывается необходимость рассмотрения системы ценностных ориентаций как критерия успешности этнической социализации личности. Отмечается, что усвоение ценностей этнической общности способствует формированию позитивной этнической идентичности, а снижение значимости традиционных ценностей приводит к размыванию этнической идентичности, потере связи с традиционной культурой. Выделяются негативные тенденции в структуре ценностных ориентаций молодого поколения, выражающиеся в ее несформированности, дезинтеграции, утрате традиционных ценностей и смысла жизни. Решение данных проблем видится в переходе к ценностно-смысловой парадигме образования, в создании определенных предпосылок для наполнения индивидуальными смыслами информации о гуманистических ценностях, в разработке психолого-педагогических основ воспитания личностных особенностей, объединяющих лучшие черты конкретного этноса, в целом российского народа и общечеловеческих ценностей.
Об авторе
С. Б. ДагбаеваРоссия
Дагбаева Соелма Батомункуевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 363 с.
2. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 42 – 49.
3. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: изд-во ФГАУ Федеральный институт развития (ФИРО), 2011. 73 с
4. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 208 с.
5. Блажко В. А. Этнокультурная идентификация личности в условиях глобализации // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Смоленск, 2014. Т. 1. С. 75 – 78.
6. Воронков В., Карпенко О. Трудно не быть расистом (вместо введения) // Расизм в языке образования / под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 5 – 23.
7. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь Мир, 2004. 120 с.
8. Гудков Л. Д. Негативная идентичность: статьи 1997 – 2002 гг. М.: Новое литературное обозрение – «ВЦИОМ-А», 2004. 816 с.
9. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис (политические исследования). 1997. № 4.
10. Классическая буддийская философия / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, В. И. Рудой. СПб: Лань, 1999. 544 с. (Серия: Мир культуры, истории и философии).
11. Клочко В. Е. Многомерное психологическое мышление: антропологические проекции // Психология обучения. 2012. № 10.
12. Клочко В. Е. Психологические основания системной педагогической антропологии // Психология обучения. 2011. № 11. С. 16 – 30.
13. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. № 8 – 9. С. 7 – 15.
14. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. − 408 с.
15. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13 – 25.
16. Лотова И. П. Психология смысла жизни: монография. М.: Пробел-2000, 2011. 456 с.
17. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Интерпракс, 1994. 288 с.
18. Монсонова А. Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2006. 26 с.
19. Накохова Р. Р. Сформированность этнической идентичности как фактор формирования гражданской идентичности // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям; сборник материалов четвертой Всероссийской н-пр. конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 25 – 26 октября 2013 г. ред. О. Е. Хухлаев. М.: МГППУ, 2013. 115 с. С. 59 – 68.
20. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9.
21. Павленко Ю. В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути. М.: Логос. 2000. 386 с.
22. Педагогическая психология: учебник / под ред. Н. Б. Евтуха, Ю. В. Пелеха, М. С. Яницкого. Ровно: Ассоль, 2014. 287 с.
23. Проект концепции развития поликультурного образования в РФ. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
24. Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. 2011. № 2. С. 132 – 142. (Серия: Гуманитарные науки).
25. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С. 60 – 80
26. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.
27. Традиционные религии перед вызовом секуляризации // Доклад Архиепископа Львовского и Галицкого Августина (Маркевич) Председателя Синодальной Богословской комиссии Украинской Православной Церкви. Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Родос, Греция. Режим доступа: http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk110-2.html (дата обращения: 12.12. 2013).
28. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во МПСУ, 2011. 16 с.
29. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 33 – 43.
30. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. 2008. № 2. С. 36 – 67.
31. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алетейя,1996. 160 с.
32. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 57 – 62.
33. Яницкий М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 189 – 195.
34. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.
35. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175 – 186.
36. Яницкий М. С., Авилов Г. М. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2008. № 4(20). С. 27 – 30.
37. Herskovits M. J. Les bases de l’anthropologie culturelle. Paris: Payot, 1967. P. 129 – 167.
38. Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, Ill, Elmsford, New York: Row Peterson, and comp., 1961. Р. 10.
Рецензия
Для цитирования:
Дагбаева С.Б. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(1-1):122-127.
For citation:
Dagbaeva S.B. FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF ETHNIC SOCIALIZATION. SibScript. 2015;(1-1):122-127. (In Russ.)