Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Социокультурные факторы психического здоровья детей младшего школьного возраста

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-716-725

Аннотация

В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия психическое здоровье в русле системноуровневого подхода. Рассматриваются факторы и условия психического здоровья. Обсуждаются результаты изучения влияния социокультурных факторов (мезоуровня) на уровень эмоциональных проблем и отклонений в поведении младших школьников. В исследовании приняли участие 131 младший школьник (48,1 % девочек, 51,9 % мальчиков; средний возраст – 10,2), среди них 53 ученика гимназии, 54 ученика общеобразовательной школы, 24 сельских школьника. Были изучены особенности взаимоотношений с родителями, психическое здоровье и социальные условия жизни детей. Выявлены значимые различия по присутствию проблем в поведении и общении со сверстниками у учащихся гимназий. Установлено, что сильной стороной сельских школьников выступает просоциальная направленность поведения. Обнаружено, что мужской пол является фактором риска отклонений психического здоровья. Выявлено преобладание у детей, проживающих в городе проблем со сверстниками, интернальности и экстернальности проблем. Благополучные отношения с матерью и отцом выступают неспецифическим фактором защиты психического здоровья. Полученные данные имеют определенное значение для организации профилактики отклонений психического развития в детском возрасте.

Об авторах

Е. В. Куфтяк
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия
119571, г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 1


И. В. Тихонова
Костромской государственный университет
Россия
156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17


Список литературы

1. Сухотина Н. К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2013. Т. 113. № 5-2. С. 16–22.

2. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4. С. 98–117.

3. Дмитриева Т. Б., Положий Б. С. Этнокультуральная психиатрия. М.: Медицина, 2003. 448 c.

4. Айварова Н. Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1. С. 113–115.

5. Куфтяк Е. В., Тихонова И. В. Психическое здоровье младших школьников: роль индивидуальных особенностей // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 69.

6. Куфтяк Е. В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 1. С. 78–83.

7. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурноуровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142–147.

8. Головин Н. А., Окишева Т. Э. Здоровье в социально-поведенческом измерении: некоторые итоги исследования старшеклассников // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. № 3. С. 128–138.

9. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 c.

10. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. И. Общая психопатология. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 416 c.

11. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 308 c.

12. Калитеевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Litres, 1997. С. 223–230.

13. Лебедева-Несевря Н. А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления // Вестник Пермского университета. Серия: Биология. 2010. № 3. С. 36–41.

14. Коблова А. А., Кром И. Л., Новичкова И. Ю. Социальные риски психического здоровья: медико-социологическая интерпретация // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. C. 728.

15. Loeber R. Male mental health problems, psy chopathy, and personality traits: Key findings from the first 14 years of the Pittsburgh Youth Study // Clinical Child and Family Psychology Review. 2001. Vol. 4. № 4. P. 273–297. DOI: 10.1023/A:1013574903810

16. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 384 с.

17. Тихонова И. В., Куфтяк Е. В. Этническая идентичность и ее уровни как критерии психического здоровья детей и подростков. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 247 с.

18. Хакунов Р. Н. Влияние социальных факторов на психическое здоровье молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 4. С. 112–117.

19. Пинская М. А., Ястребов Г. А. Как объективно оценить качество работы школы: опыт контекстуализации образовательных результатов // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. C. 147–159.

20. Mendes A. V., Souza Crippa J. A., Souza R. M., Loureir S. R. Risk Factors for Mental Health Problems in School-Age Children from a Community Sample // Maternal and Child Health Journal. 2013. Vol. 20. Iss. 4. P. 1825–1834. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10995-012-1202-9

21. Plass-Christl A., Haller A-C, Otto C., Barkmann C., Wiegand-Grefe S., Hölling H. Parents with mental health problems and their children in a German population based sample: Results of the BELLA study // PLoS ONE. 2017. Vol. 12. Iss. 7. P. e0180410. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0180410

22. Тихонова И. В. Психическое здоровье детей и детско-родительские отношения: взаимосвязи и оценка возрастных изменений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2018. Т. 24. № 4. С. 238–244.

23. Сафронова М. В. Психологические и социальные факторы школьной успешности и психического здоровья учащихся: автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2003. 22 с.

24. Козлова Е. А., Слободская Е. Р., Ахметова О. А. Индивидуальные особенности и социально-экономические харарктеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 46–53.

25. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. Vol. 40. P. 1337–1345.

26. Слободская Е. Р., Гудман Р., Рябиченко Т. И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. 2006. № 2. С. 28–36.

27. Goodman R., Slobodskaya H. R., Knyazev G. G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // Eur. Child and Adolescent Psychiatry. 2005. Vol. 14. P. 28–33.

28. Куфтяк Е. В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. С. 4.

29. Блинков С. Н., Левушкин С. П. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7–17 лет Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 7. С. 38–43.

30. Елисеева Н. И., Сидорина Е. В., Пепеляева С. В. Сравнительное исследование ценностных ориентаций сельских и городских школьников Поволжья // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1568.

31. Копосова Т. С., Лукина С. Ф., Савенкова И. А. Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке у городских и сельских школьников // Arctic Evironmental Research. 2008. № 1. C. 24–30.

32. Сафронова М. В., Сахарова Е. В. Факторы учебной мотивации школьников в условиях дифференцированного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1. C. 126–129. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-1-126-129

33. Лабутин Н. Ю., Преминин И. А., Тодорова Е. Н., Преминина О. С. Влияние информационной нагрузки различной интенсивности на развитие индивидуальных способностей // Экология человека. 2006. № 3. С. 22–24.


Рецензия

Для цитирования:


Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Социокультурные факторы психического здоровья детей младшего школьного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(3):716-725. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-716-725

For citation:


Kuftyak E.V., Tikhonova I.V. Sociocultural Factors of Mental Health in Children Primary Schoolers. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(3):716-725. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-716-725

Просмотров: 671


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)