Социально-демографические характеристики женщин, ориентированных на карьеру разного типа
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-152-163
Аннотация
В статье анализируется феномен карьеры в современных социально-экономических условиях. Акцент в исследовании сделан на одном из структурных компонентов карьеры, а именно карьерных ориентациях личности. Раскрывается сущность термина, его роль в планировании и построении карьеры. В статье обосновывается актуальность изучения карьерных ориентаций в социально-профессиональном развитии женщин. Описание результатов эмпирического исследования построено на анализе карьерных ориентаций женщин, которые формируют склонность к карьере определенного типа в контексте их социально-демографических характеристик. Анализируются такие социально-демографические характеристики, как возраст, уровень образования, стаж работы, семейное положение, наличие детей, род занятий, сфера занятости, уровень дохода. Статья раскрывает особенности женщин, характеризующихся доминированием той или иной ведущей карьерной ориентации, а также направленностью на карьеру определенного типа: горизонтальную, вертикальную или направленность на условия. Доказано, что женщины на этапе поздней юности (18–21 год), не состоящие в браке, без детей чаще ориентированы на построение вертикальной карьеры; при построении карьеры ориентированы на конкуренцию, преодоление, решение трудных задач. На этапе ранней зрелости (22–35 лет) у женщин, имеющих детей, чаще обнаруживается ориентация на горизонтальную карьеру. Ориентация на условия в работе характерна для женщин, находящихся в разводе, и вдов. Описаны возможности использования полученных данных в практике психологического консультирования по вопросам карьеры и профориентации.
Об авторах
О. П. ЦариценцеваРоссия
460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19
М. Н. Чеховская
Россия
105005, Россия, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, стр. 1
Список литературы
1. Джанерьян С. Т. Профессиональные Я-концепции мужчин и женщин со стабильным типом карьер // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. № 3. С. 80–83.
2. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007. 336 с.
3. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. СПб.: Питер, 2003. 351 с.
4. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.
5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
6. Семенова Ф. О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности. СПб.: Копи-Р Групп, 2010. 322 с.
7. Weng Q., McElroy J. C. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career selfmanagement and job decision effectiveness // Journal of Vocational Behavior. 2010. № 76. P. 234–243.
8. Митина Л. М., Колмакова И. Г., Митин Г. В., Брендакова Л. В. Ролевые конфликты в профессиональной карьере женщин-учителей и женщин-руководителей в сфере образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 2. С. 124–128.
9. Когель Д. Д., Рикель А. М. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 111–118.
10. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
11. Сухов А. Н., Гераськина М. Г., Лафуткин А. М., Чечкова А. В. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. М.: Юнити-Дана, 2014. 615 с.
12. Гендерная педагогика и психология / под ред. О. И. Ключко. М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. 115 с.
13. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
14. Котоманова О. В. Профессиональная карьера как путь личностного развития женщины // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 102–106.
15. Толстая С. В. Современная женщина: карьера или семья? // European research. 2015. № 6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-zhenschina-kariera-ili-semya (дата обращения: 18.12.2018).
16. Камнева Н. А. Исследование переживания свойств личности супругов в гендерном конфликтном поведении, связанного с работой // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 110–114.
17. Галиакберова Н. Р. Гендерная асимметрия российского общества // Университетское образование: материалы VII Междунар. науч.-методич. конф. Пенза, 2003. С. 138–140.
18. Шнейдер Л. Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры. М.: Юрайт, 2018. 187 с.
19. Кочнева Е. М., Костылева Е. А., Арсакова Ю. Е., Ильина Е. В. Карьера как предмет исследований в психологии: парадоксы, риски и возможности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 238–241.
20. Панкратова И. А. Феномен образа карьеры в отечественной психологии // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 3. С. 99–101.
21. Пушкарева Л. Г., Мусин А. Размышления о карьере (по данным опроса молодежи) // Концепт. 2014. № S2. С. 16–20.
22. Schein E. H. Organizational culture and leadership // The Learning Organization. 1999. Vol. 6. № 4. P. 163–172.
23. Жданович А. А. Реадаптация опросника «Карьерные ориентации» и его стандартизация на студенческой выборке // Психологический журнал. 2007. № 4. С. 4–22.
24. Schein E. H. Career Anchors: Participants Workbook. San Francisco: Pfeiffer. 2006. 72 p.
25. Столяренко А. М. Психология менеджмента. М.: Юнити-Дана, 2015. 455 с.
Рецензия
Для цитирования:
Цариценцева О.П., Чеховская М.Н. Социально-демографические характеристики женщин, ориентированных на карьеру разного типа. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):152-163. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-152-163
For citation:
Tsaritsentseva O.P., Chekhovskaya M.N. Social and Demographic Characteristics of the Women Focused on Career of Different Type. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):152-163. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-152-163