Методика исследования компонентов психологической медиакомпетентности родителей младших школьников
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-141-151
Аннотация
Психологическая медиакомпетентность родителей анализируется на основе представлений о психологической медиакомпетентности как мезоуровневом образовании, отличающимся сложнокомпонентным составом. Психологическая медиакомпетентность родителей рассматривается в структуре психологической компетентности родителей. Предлагается исследование когнитивного, практического и рефлексивного компонентов психологической медиакомпетентности родителей. Когнитивный компонент включает в себя знания, позволяющие вступать в медиакоммуникации и анализировать влияние медиатекстов на психику детей; рефлексивный заключается в осознании внутренних изменений после взаимодействия с медиапространством; практический представлен умением реализовывать компетенцию во взаимодействии с детьми. Разработана и апробирована методика исследования этих компонентов у родителей младших школьников, предусматривающая два этапа. На первом этапе, предполагающем две серии, в исследовании принимали участие родители младших школьников. Первая серия направлена на выявление практического компонента психологической медиакомпетентности младших школьников и позволяет оценить умение родителей выступать в роли медиаторов взаимодействия детей с медиапространством; представлена ситуациями, описывающими поведение и действия младшего школьника в медиапространстве и выявляющая способы реагирования в них родителей. Вторая серия предназначена для выявления когнитивного и рефлексивного компонентов психологической медиакомпетентности и представлена вопросами, выявляющими понимание родителями влияния мультфильма на эмоциональное состояние и поведение ребёнка; написание письма главному герою мультфильма от лица своего ребёнка (после просмотра родителями мультфильма) предполагало исследование практического компонента (умение критически анализировать медиатексты). На втором этапе анализ исследования психологической медиакомпетентности родителей дополнен методом экспертных оценок. Полученные результаты свидетельствуют об использовании родителями конструктивных способов реагирования в ситуациях, связанных с поиском информации в сети Интернет и просмотром деструктивных видеороликов; они недооценивают влияние различных видов медиа на детей, испытывают трудности в их оценке и содержательном обсуждении медиатекстов с детьми.
Об авторах
Л. В. СкороваРоссия
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
Е. В. Черникова
Россия
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
Список литературы
1. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4. С. 169–175.
2. Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А., Кремлева А. Ю. Игры и игрушки вашего ребёнка. М.: Русское слово, 2016. 112 с.
3. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста / под ред. Г. У. Солдатовой, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Федеральный институт развития образования, 2017. 64 с.
4. Кантор А. Р. Медиаответственность родителей и учителей как фактор формирования системы медиабезопасности подрастающего поколения // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21. С. 266–269.
5. Абдурахманов Р. А. Психологическая культура как актуальная проблема современной школы // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. Серия: Политология и социология. 2015. № 2. С. 35–39.
6. Исаева Н. И., Овсяникова Е. А. Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 20. С. 280–289.
7. Linder J. R., Werner N. E. Relationally Aggressive Media Exposure and Children's Normative Beliefs: Does Parental Mediation Matter? // Family Relations. 2012. Vol. 61. Iss. 3. Р. 488–500.
8. Navarro R., Serna C., Martínez V., Ruiz-Oliva R. The Role of Internet Use and Parental Mediation on Cyberbullying Victimization among Spanish Children from Rural Public Schools // European Journal of Psychology of Education. 2013. Vol. 28. Iss. 3. Р. 725–745. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-012-0137-2
9. Дубровина И. В. Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса // Гуманизация образования. 2014. № 1. С. 6–15.
10. Gentile D. A., Nathanson A. I., Rasmussen E. E., Reimer R. A., Walsh D. A. Do You See What I See? Parent and Child Reports of Parental Monitoring of Media // Family Relations. 2012. Vol. 61. Iss. 3. Р. 470–487.
11. Padilla-Walker L. M., Coyne S. M., Fraser A. M. Getting a High-Speed Family Connection: Associations Between Family Media Use and Family Connection // Family Relations. 2012. Vol. 61. Iss. 3. Р. 426–440. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2012.00710.x
12. Robertson L. A., McAnally H. M., Hancox R. J. Childhood and Adolescent Television Viewing and Antisocial Behavior in Early Adulthood // Pediatrics. 2013. Vol. 131. Iss. 3. Р. 439–446. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2012-1582
13. Бабаева Т. Б. Медиакомпетентность в области рекламы: эстетические аспекты // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / под ред. А. В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. С. 5–9.
14. Короченский А. П. Медиакритика и система медиаобразования // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / под ред. А. В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. С. 58–70.
15. Молчанова Т. В. Состояние проблемы формирования медиакомпетентности студентов технического вуза в теории и практике профессионального образования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 5. С. 255– 259.
16. Мурюкина Е. В., Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Таганрог: Кучма, 2007. 162 с.
17. Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Рыжих Н. П. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов / под ред. И. В. Челышевой. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2010. 232 с.
18. Хлызова Н. Ю. Интегрированный подход в процессе формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 2. С. 152–155.
19. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. 2007. № 10. С. 75–108.
20. Аболина Н. С., Остапчук Н. В. Психологическая компетентность личности: содержание, уровни и механизмы развития. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2011. 229 с.
21. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека. СПб.: Союз, 2002. 155 с.
22. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3–14.
23. Суворова О. В., Пец О. И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 241–243.
24. Мулдашев Р. М. Сущность личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 71–76.
25. Жижина М. В. Психологический контекст цифровых медиа: к расширению содержания базовых категорий медиапсихологии // Век информации. 2018. Т. 1. № 2. C. 221–222.
26. Potter W. J. Media Literacy. Thousand Oaks. L.:Sage Publication. 2001. 423 р.
27. Кыштымова И. М., Скорова Л. В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Психология. 2018. № 23. С. 77–87.
28. Kyshtymova I. M., Skorova L. V., Medvedeva T. A. Development of Psychological Media Competence // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. № 58(4). С. 95–108.
29. Дубровина И. В. Психологическая культура личности как феномен // Вестник Мининского университета. 2013. № 1. С. 2–15.
30. Егорова Т. Е. Основы построения методологии становления психологической культуры человека // Вестник Нижегородского института управления. 2015. № 2. С. 39– 45.
31. Родина И. П. Структурно-содержательные и уровневые характеристики психологической культуры личности // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3. С. 224–228.
32. Валиева Т. В. Методы исследования индивидуальной психологической культуры // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 2. С. 68–72.
33. Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М.: РИП-холдинг, 2000. 95 с.
Рецензия
Для цитирования:
Скорова Л.В., Черникова Е.В. Методика исследования компонентов психологической медиакомпетентности родителей младших школьников. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):141-151. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-141-151
For citation:
Skorova L.V., Chernikova E.V. Psychological Media Competence of Parents of Primary School Children. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):141-151. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-141-151