ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОТКЛИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКСТЕНСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-223-231
Аннотация
Обучение экстенсивному чтению в вузе имеет большой потенциал для развития лингвистических, мыслительных и творческих навыков студентов. Охватывая содержание того или иного произведения, обучаемые расширяют свой словарный запас, увеличивают арсенал грамматических конструкций. При этом литературные тексты часто содержат спектр социальных, морально-этических проблем и характеризуются конфликтами различного рода. Их осознание и понимание происходят благодаря интерпретации литературного материала и зависят от жизненного опыта и установок, культурных и моральных ценностей читателей. В связи с этим актуальной можно считать теорию читательского отклика, которая рассматривает чтение как транзакцию (взаимодействие) читателя и текста, т. е. смысл не просто раз и навсегда заложен автором, а будет истолковываться всегда по-разному несколькими читателями. Соответственно, не существует единственно правильной интерпретации определенного произведения. Предметом данного исследования является проблема обучения экстенсивному чтению на английском языке в вузе с привлечением теории читательского отклика. Цель статьи – представить постулаты этой теории, обосновывая эффективность ее применения, и описать принципы работы литературного кружка как частного примера данной научной парадигмы. Методологическую базу проведенного исследования составляют коммуникативный подход к обучению английскому языку, метод коммуникативных заданий, принципы студентоцентрированного подхода в условиях совместного обучения. Показано, что работа литературных кружков осуществляется в группе, где каждый студент выполняет свою роль, и через совместное обсуждение выявляются разные уровни понимания литературного текста. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей иностранного языка, а также для специалистов, занимающихся прикладными вопросами методики обучения экстенсивному чтению. В заключение делаются выводы о том, что литературные кружки благотворно влияют как на создание мотивации у студентов к экстенсивному чтению, так и на повышение эффективности обучения английскому языку в вузе.
Об авторе
И. Н. КошелеваРоссия
119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76
Список литературы
1. Nuttall C. Teaching reading skills in a foreign language (Practical language teaching). London: Heinemann educational books, 1982. 233 p.
2. Ачкасова Н. Н. Важность использования в вузе экстенсивного чтения на иностранном языке // Аксиология иноязычного образования: сборник научных трудов участников V Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. Вып. 3. С. 315–322.
3. Жиркова О. П. Методика проведения экстенсивного домашнего чтения произведений художественной литературы при обучении немецкому языку студентов второй языковой специальности педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2004. 131 с.
4. Борщева В. В. Организация программы экстенсивного чтения как механизм развития учебной автономии учащихся в процессе изучения иностранного языка // Rhema. Рема. 2015. №1. С. 96–100.
5. Константинова Н. А. Домашнее чтение как одна из форм самостоятельной работы студентов при изучении немецкого языка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2. С. 224–227.
6. Романов П. С. Экстенсивное чтение в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе (к постановке проблемы) // Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе: сборник трудов по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. М.: Научный консультант, 2015. С. 126–149.
7. Стул Т. Г. Обучение чтению и пониманию иноязычного художественного текста как активный творческий процесс // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2017. № 38. С. 70–77.
8. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
9. Day R., Bassett J., Bowler B., Parminter S., Bullard N., Furr M., Prentice N., Mahmood M., Stewart D., Robb T. Bringing extensive reading into the classroom. Oxford: Oxford university press, 2011. 112 p.
10. Jacobs G., Farrell T. Teachers sourcebook for extensive reading. Charlotte, NC: Information age publishing, 2012. 126 p.
11. Jacobs G. M. Reading alone together: enhancing extensive reading via student-student cooperation in second language instruction. 2000. 16 p. Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED444377.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
12. Krashen S. Free voluntary reading. Santa Barbara: Libraries unlimited, 2011. 104 p.
13. Jacobs G., Renandya W. Making extensive reading even more student centered // Indonesian journal of applied linguistics. 2015. Vol. 4. № 2. P. 102–112. DOI: http://dx.doi.org/10.17509/ijal.v4i2.691
14. Carrell P. L., Carson J. G. Extensive and intensive reading in an EAP setting // English for specific purposes. 1997. Vol. 16. Iss. 1. P. 47–60.
15. Grabe W., Stoller F. Teaching and researching: reading (applied linguistics in action). London, N. Y.: Routledge, 2011. 344 p.
16. Krashen S. The power of reading: insights from the research. Portsmouth, NH: Heinemann, 2004. 199 p.
17. Nakanishi T. A meta-analysis of extensive reading research // Tesol Quarterly. 2015. Vol. 49. Iss. 1. P. 6–37. DOI: https://doi.org/10.1002/tesq.157.
18. Grabe W. Reading in a second language: moving from theory to practice (Cambridge applied linguistics). Cambridge: Cambridge university press, 2008. 484 p.
19. Mori S. If you build it, they will come: from a "Field of dreams" to a more realistic view of extensive reading in an EFL context // Reading in a foreign language. 2015. Vol. 27. № 1. P. 129–135.
20. Rosenblatt L. Literature as exploration. N. Y.: The modern language association of America, 1995. 341 p.
21. Rosenblatt L. The reader, the text, the poem: the transactional theory of the literary work. Carbondale: Southern Illinois university press, 1978. 196 p.
22. Karolides N. Reader response in secondary and college classrooms. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum associates, 2000. 374 p.
23. Daniels H. Literature circles: voice and choice in book clubs and reading groups. Portland, Maine: Stenhouse publishers, 2002. 272 p.
24. Furr M. Literature circles for the EFL classrooms // Proceedings of the 2003 TESOL Arabia Conference. TESOL Arabia: Dubai, UAE, 2004. Режим доступа: http://www.eflliteraturecircles.com/litcirclesforEFL.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Кошелева И.Н. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОТКЛИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКСТЕНСИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(4):223-231. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-223-231
For citation:
Kosheleva I.N. LITERATURE CIRCLES AS AN IMPLEMENTATION OF READER-RESPONSE THEORY WHEN TEACHING EXTENSIVE READING IN ENGLISH AT UNIVERSITY. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(4):223-231. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-223-231