Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-106-116

Аннотация

Цель статьи – описать динамику интернализации профессиональных ценностей студентов вуза деонтологического направления подготовки в процессе обучения. В качестве методов исследования использовались: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник уровня субъективного контроля, тест М. Рокича. Представлены результаты лонгитюдного исследования интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля на различных этапах обучения в вузе. На выборке из 120 студентов доказаны достоверные различия ценностно-смысловых характеристик, проведен сравнительный анализ ценностно-смысловых ориентаций студентов разной профессиональной направленности обучения. В ходе исследования выявлена динамика качественных изменений ценностно-смысловых ориентаций студентов. Охарактеризованы отличия динамики интернализации профессиональных ценностей у студентов деонтологического профиля, заключающиеся в более интенсивной динамике ценностей профессиональной самореализации, ценностей межличностных отношений, а также наличии альтруистических ценностей и ценностей принятия других. Обосновывается позиция о влиянии организации учебного процесса на структуру ценностно-смысловых ориентаций студентов вуза. Отмечено, что применение практико-ориентированных методов помогает студентам более успешно справиться с кризисом профессионального становления. Полученные результаты могут быть использованы в организации учебно-воспитательного  процесса различных учебных заведений, консультировании студентов по проблемам личностного и профессионального становления.

Об авторах

Е. В. Аршинова
Кемеровский государственный университет
Россия
650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6


М. А. Билан
Кемеровский государственный университет
Россия
650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6


Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 232–241.

2. Антилогова Л. Н. Профессиональное самоопределение личности в условиях современного образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 1. С. 133–135.

3. Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. № 1. С. 90–95.

4. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 175–180.

5. Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63–76.

6. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2. С. 158–162.

7. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147–159.

8. Лукьянова С. П., Пахомова Е. В. Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 17. С. 47–51.

9. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во Самарский науч. центр РАН, 2009. 252 с.

10. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.

11. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109–117.

12. Буслаева Е. Л. Кризисы профессионального становления студентов-психологов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 233–235.

13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.

14. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152–162.

15. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M.: Смысл, 1992. 17 с.

16. Серый А. В. Тренинговое обучение в вузе как условие интернализации смысла будущей профессии // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 181–185.

17. Аршинова Е. В., Билан М. А. Ценностно-смысловые аспекты переживания кризисов профессионального становления в процессе обучения в вузе // Психология индивидуальности: материалы V Междунар. науч. конф. (09–11 декабря 2015 г.). М., 2015. С. 219–221.

18. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 60–69.

19. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 12.

20. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30–39.

21. Журавлева Н. А. Современные тенденции в ценностных ориентациях российской молодежи // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 3. С. 139–146.

22. Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115–123.

23. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. 83–90.

24. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37–43.

25. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 124–129.


Рецензия

Для цитирования:


Аршинова Е.В., Билан М.А. ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(4):106-116. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-106-116

For citation:


Arshinova Y.V., Bilan M.A. DYNAMIC ASPECTS OF THE INTERNALIZATION OF PROFESSIONAL VALUES IN STUDENTS OF DEONTOLOGY. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(4):106-116. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-106-116

Просмотров: 940


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)